Кирпичная готика

КИРПИЧНАЯ ГОТИКА, направление в архитектуре готики, связанное с использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Кирпичная готика получила распространение в местностях, бедных месторождениями строительного камня, прежде всего на северо-востоке Западной Европы. Высотой и шириной сводов здания кирпичной готики часто не уступают другим готическим постройкам, однако использование кирпича влекло за собой упрощение конструкции и декора. В отличие от каменной, для кирпичной готики характерно сохранение плоскости стены, отсутствие глубоких рельефных членений фасада, простота и геометрическая элементарность архитектурных форм (прежде всего башен и опор интерьера), отсутствие пинаклей на аркбутанах, отказ от фигуративной скульптуры и замена её плоскими орнаментами, выложенными из кирпича разных оттенков или глазурованного. Своды часто заштукатуриваются и покрываются декоративной росписью.

Кирпичная готикаКирпичная  готика зародилась на рубеже 13-14 веков в северо-восточной Германии. Первой полностью выстроенной из кирпича церковью была Мариенкирхе в Любеке (около 1250 - около 1350; двухбашенная 3-нефная базилика с деамбулаторием и венцом капелл, напоминающим французские раннеготические постройки), ставшая образцом для городских соборов Северной Германии: церковь Святого Николая в Штральзунде (1270 - около 1350), церковь цистерцианского монастыря в Доберане, близ Ростока (1291-1336) и др. (В отличие от Мариенкирхе, два последних здания - без аркбутанов, со ступенчатыми прижатыми к стене контрфорсами, с простыми 8-гранными столпами в интерьере.) В монастырских и приходских церквах Германии происходит дальнейшее упрощение плана: церковь в Хорине (1270-1334) и Якобикирхе в Ростоке (около 1300 - 2-я половина 14 века) строятся однобашенными, без деамбулатория, с однонефным полигональным хором. Одновременно расширяются декоративные возможности кирпичной готики: в декоре фасада церкви в Хорине появляются пинакли и выложенная из лекального кирпича глухая роза с малыми розетками.

Реклама

Поздняя кирпичная готика в Германии представлена типом 3-апсидного зального храма без башен и развитого хора (Мариенкирхе в Пренцлау, 1325-40) и зального храма с деамбулаторием [постройки архитектора Хинриха Брунсберга - церкви Мариенкирхе в Штаргарде (около 1388) и Святой Екатерины в Бранденбурге (1401-34)]. В декоре фасадов этих церквей широко используется лекальный кирпич и имитируются сквозные формы каменной готики, в том числе множественные розы. В памятниках поздней кирпичной готики в Германии появляются звездчатые и решётчатые нервюрные своды (собор Святого Петра в Бремене, перестроен в 1497-1511). Светские памятники кирпичной готики в Германии также широко используют декор из лекального кирпича, часто в сочетании с оштукатуренной стеной (ратуша в Тангермюнде, около 1420-1430, архитектор Хинрих Брунсберг; дворец архидиакона в Висмаре, 15 век, и др.).

Распространение кирпичной готики шло через ганзейские города. К середине 14 века она появляется на севере Польши (костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502; церковь Якуба в Торуни, 1309-40), в Латвии (Домский собор в Риге, перестроенный около 1300, и церковь Святого Петера в Риге, 1209 - 15 век). В Литве, христианизированной лишь после 1386 года, постройки кирпичной готики отличает сложный пространственный декор фасадов (костёл Святой Анны в Вильнюсе, 16 век, «Дом Перкунаса» в Каунасе, 15-16 века). В скандинавских странах для кирпичной готики характерна простота архитектурных форм и декора [зальная церковь Святой Екатерины в Висбю на острове Готланд, середина 13 века - 1412; многократно перестроенные соборы в Уппсале (Швеция) и в Турку (Финляндия)].

Лит.: Grodecki L. Gothic architecture. L., 1986; Вöker Н. J. Die mittelalterliche Backsteinarchitektur Norddeutschlands. Darmstadt, 1988; Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Ред. Р. Томсон. М., 2001.

А. В. Пожидаева.