Киртана

КИРТАНА (санскритский klrtana; буквально - рассказывать, повторять, восхвалять), в Индии песнопение, содержащее восхваления имени (нам-киртана), достоинств или деяний (лила-киртана) индуистских богов или святых. Предположительно жанр киртана восходит к буддийским песнопениям, однако его расцвет и распространение связаны с именем вишнуитского святого Чайтаньи (1-я треть 16 века), который ввёл в религиозную практику санкиртан - массовое шествие адептов, сопровождаемое экстатическим пением и танцами под аккомпанемент барабанов и гонгов. Киртана  быстро стала одним из основных гимнических жанров религиозного течения бхакти, особенно в Бенгалии, Ориссе, Ассаме. Исполнение и слушание киртана иногда рассматривается как один из важнейших путей достижения мокши. Наибольшее распространение киртана получили в вишнуизме и кришнаизме, также широко используются, наряду с типологически близкими им бенгальскими религиозными песнями бхаджана, для восхваления Шивы, Кали и других божеств.

По содержательной принадлежности текстов песнопения киртана аналогичны крити, однако в отношении музыкальной  композиции менее строги, приближаясь к традиционному музицированию. Распеваются солистом, чаще - группой певцов антифонно либо респонсорно (без инструментального сопровождения). Важную роль играет литературный компонент. Жанр киртана использовали в своём творчестве многие выдающиеся поэты Индии.

Реклама

В некоторых регионах киртана стали частью более сложных музыкально-поэтических композиций. Так, в Тамилнаде начиная с 17 века киртана используются в составе драматических представлений (также называемых киртана), в которых воспеваются Шива и его приверженцы-бхакты; существуют подобные киртана, посвящённые Раме и другим божествам. Распространённые в Махараштре, киртана в рамках традиции варкари представляют собой сложные произведения, состоящие из прозаической и поэтической частей. Прозаические фрагменты, содержащие дидактические рассуждения на различные нравственно-философские темы, сопровождаются песенно-поэтическими иллюстрациями в сопровождении музыкальных  инструментов.

Лит.: Дева Б. Ч. Индийская музыка. М., 1980; Daniélou А. Südasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4).

Е. М. Гороховик, А. М. Дубянский.