Кисс

КИСС, династия российских артистов цирка. Родоначальник - Александр Генрихович [31.8(12.9).1879 - 26.5.1942, Киев], клоун, дрессировщик. Артистическую деятельность начал в цирке Р. Соббота в конце 1890-х годов. Выступал в образе эксцентричного аристократа (под псевдонимом Киссо) с дрессированными свиньями, собаками, козами. Дрессировать лошадей начал в цирке П. Крутикова в 1910 году. Был директором цирка в Киеве (1915-28).

Его сын - Николай Александрович [9(20.3.1897, Пльзень - 28.3.1972, Москва], клоун, наездник, жонглёр, режиссёр. С 10 лет работал жокеем в дуэте с Б. Борисовым, а с 18 лет - жонглёром на лошади. Тогда же увлёкся клоунадой, обучался у Белого клоуна Лепома, выступал с ним в клоунадах (1915-1917,1920-22; общий псевдоним Лепом и Нико). В 1925 Н. А. Кисс и Борисов создали комический номер «Групповые жонглёры на лошади с кабриолетом». По первым слогам их фамилий был придуман псевдоним Боркис. В разные годы в номере участвовали: жена Николая - Эмма Кисс (урождённая Чинизелли), их сын Александр и др. С 1929 Николай также выступал в клоунском дуэте с Г. И. Бондаренко. В 1966 оставил манеж и до 1972 работал режиссёром-педагогом в ГУЦЭИ, где подготовил ряд оригинальных номеров.

Реклама

Его дети: Александр Николаевич (2.10.1921, Баку - 17.11.1990, Москва), жонглёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1969). С 5 лет участвовал в пантомимах, в 8 лет работал в групповом номере «Боркис». В 1939-66 выступал в дуэте с сестрой Виолеттой, с 1967 - с В. И. Дёминой. В 1975 оставил манеж и работал главным режиссёром творческой мастерской Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых номеров, аттракционов и программ, а с 1988 - начальником художественного отдела центрального аппарата Союзгосцирка; Виолетта Николаевна (22.6.1925, Ярославль - 9.1.1994, Москва), акробатка, жонглёр-антиподист, режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1972). В 1977 окончила театроведческий факультет ГИТИСа. В цирке с 1932 в акробатических номерах, с 1939 выступала в дуэте с братом. В 1966 оставила манеж и работала режиссёром-педагогом ГУЦЭИ. Творчество Александра и Виолетты получило всемирное признание и оказало существенное влияние на развитие искусства жонглирования. Стремление к жанровому синтезу позволило им создать уникальные трюки, явившиеся новым словом в цирковом искусстве.

Династию продолжили жонглёры, акробаты-эксцентрики и дрессировщики голубей - сыновья [Николай (17.5.1953, Астрахань - 20.7.2005, Москва) и Александр (родился 8.10.1957, Москва)] и внуки [Виктория (родилась 20.10.1980, Москва) и Максим (родился 17.4.1984, Москва)] Александра Николаевича Кисса.

Соч.: Кисс А. Н. Если ты - жонглер. М., 1971.

Лит.: Черненко И. Здравствуй, цирк! М., 1968; Кошкин В. В. Летающие тарелки. М., 1994; Дмитриев Ю. А. Дирк в России: от истоков до 2000 г. М., 2004.

В. В. Кошкин.