Китакюсю

КИТАКЮСЮ, город в Японии, в префектуре Фукуока. Население 982,7 тысяч человек (2008). Расположен на севере острова Кюсю, в устье реки Мурасаки. Важный транспортный узел. Через Китакюсю проходит линия «Токайдо - Санъё» (Токио - Фукуока) высокоскоростная железная дорога «Синкансен» (станция Кокура). Скоростной автострадой «Кюсю» связан с г. Кагосима; первым в мире подводным железнодорожным тоннелем (1941), двухъярусным подводным автомобильным тоннелем (1958) и подвесным мостом (1973) - с г. Симоносеки (остров Хонсю). Порт на южном берегу пролива Каммон, один из крупнейших в Японии. Грузооборот 109,7 миллионов тонн (внутренний каботаж 77,9 миллионов тонн, внешнеторговые грузы 31,8 миллионов тонн) и 468,9 тысяч контейнеров ДФЭ (2006). В 2006 ввезено 24,5 миллионов тонн внешнеторговых грузов (в том числе уголь 35,2%, железная руда 32,9%), отправлено 7,3 миллиона тонн (в том числе сталь 31,4%, химикаты 11,1%, кокс 9,5%). Контейнерные терминалы Хибики (2004; глубоководный) и Тагиноура. Паромное сообщение с городами Симоносеки, Мацуяма, Токусима, Кобе, Осака, Токио, портами Ульсан и Пусан (Южная Корея). Международный аэропорт «Син-Китакюсю» (2006; построен на искусственном острове в акватории залива Суо-Нада Внутреннего Японского моря). Городская монорельсовая дорога (1985).

Реклама

Образован в 1963 году путём слияния промышленных центров Явата, Тобата, Кокура и двух внешнеторговых портов - Вакамацу и Модзи. Сохранились: замок Кокура (1602; после пожара 1865 полностью отреставрирован в 1990) с парком в традиционном японском стиле, синтоистский храм Мёкэн, буддийский - Фукусю. Международный центр исследований развития Восточной Азии (1989). Научно-исследовательский парк Китакюсю (1996; центры разработок 9 НИИ, 4 университета, в том числе британского Кранфилдского университета). Международный центр разработки полупроводников (2000). Открытая лаборатория информационных технологий Национального института информационных и коммуникационных технологий. Университет Китакюсю (1946), университеты (негосударственные): международный Кюсю, Кюсю-Кёрицу, питания и социального обеспечения, женский Кюсю, женский Сэйнан (Юго-Западный), производственной медицины. Технологический институт Кюсю (1907); кампусы других вузов Японии. Учебный центр японского агентства международного сотрудничества. Центр современного искусства (1997). Музеи: городской художественный, истории железных дорог, естествознания и истории человека, охраны окружающей среды, водной экологии, мемориальные - писателей Мори Огаи и Мацумото Сэйтё. Тематический парк «Мир космоса» (1990). Ежегодный праздник Кокура Гион.

Китакюсю - один из крупнейших промышленных центров Японии. В начале 21 века выделено 7 ключевых направлений технологического развития: нетрадиционные источники энергии, системы больших интегральных схем, экологическая информатика, биоинформатика, робототехника, биопроизводство и наноматериалы. Традиционная отрасль - чёрная металлургия (с 1901; завод «Yahata Works» компании «Nippon Steel Corp.» и другие предприятия). Выделяются производство автомобилей (со 2-й половины 2000-х годов регион Китакюсю развивается как новый центр автомобильной промышленности Японии: заводы компаний «Toyota», «Nissan», «Daihatsu», «Mazda»; совокупно около 1 миллиона автомобилей в 2007) и комплектующих для автомобильной промышленности. Важное значение имеют электронная и электротехническая промышленность (в том числе производство полупроводников, электроприборов, а также промышленных роботов и электромоторов - компания «Yaskawa Electric Corp.»), разработка программного обеспечения для картографических навигационных систем (компания «Zenrin»). Развиты также химическая (компании «Mitsubishi Chemikal», «Kyushu Chemical Industry»), текстильная, стекольная (компания «Asahi Glass Co.»), пищевая, цементная промышленность. В рамках проекта «Eco-Town» (с 1997) разрабатываются методы массовой вторичной переработки бытовых и промышленных отходов. ТЭС «Син-Кокура» (1800 МВт) и «Карита» (735 МВт).

Близ города - «квазинациональный парк» Хираодай с известняковыми пещерами; горячие источники (Кавати и др.).

А. Г. Хропов.