Китч

КИТЧ, кич (немецкий Kitsch; этимология неясна; возможно, либо от диалектного немецкого kitschen - пачкать, мазать, либо от английского sketch - эскиз), обозначение художественной продукции, относящейся к области массовой культуры. Применимо ко всем отраслям последней: архитектуре, изобразительному и прикладному искусствам, музыке, литературе, театру, кинематографу и др. Предположительно термин «китч» сформировался на художественных рынках Мюнхена в 1860-70-х годах, где этим понятием обозначали дешёвые произведения живописи, приобретаемые представителями буржуазии, которые имитировали собирание предметов знатоками, стремясь таким образом приблизиться к их статусу. Распространение понятия приходится на 1920-30-е годы, когда китч в трудах Т. Адорно, Г. Броха, американского критика К. Гринберга осознаётся как противоположность авангардизма. Выделение этого явления связывают с промышленной революцией и урбанизацией жизни в Европе и США, благодаря которым сформировался слой потребителей массовой культурной продукции. Это, в свою очередь, привело к стремительному развитию в структуре художественной жизни области, промежуточной между профессиональным искусством и фольклором, частью которой стал китч (сувениры, безделушки, поп-музыка, реклама, комиксы, «бульварная» литература, массовая кинематографическая и полиграфическая продукция и др.). В отличие от профессионального искусства, китч не индивидуален, в отличие от фольклора - лишён фундаментальной архетипичности.

Реклама

Китч Принципиальной характеристикой китча является подражание высокому искусству различными способами: использование цитат и характерных приёмов из известных произведений, которые китч механически перерабатывает; имитация его воздействия (китч стремится вызвать в зрителе сильные чувства простыми средствами, поэтому его основные черты - сентиментальность и претенциозность). В современном обществе китч играет важную роль в культуре потребления; его предметы могут быть дорогостоящими, являясь для владельца средством подтверждения собственного высокого социального статуса.

Практически с момента осознания китча как специфического культурного явления он стал предметом рефлексии не только критической, но и художественной, темой профессионального индивидуального искусства, иронизирующего над штампами массового искусства (дадаизм, поп-арт и др.). Постмодернизм, стирая границы между «высоким» и «низким» искусством, размывает тем самым первоначальное значение понятия «китч» и, реабилитируя его, включает, наряду с другими приёмами, в арсенал современных художественных средств.

Лит.: Karpfen F. Der Kitsch: eine Studie über die Entartung der Kunst. Hamb., 1925; Giesz L. Phänomenologie des Kitsches. Hdlb., 1960; Dorfies G. Kitsch: an antology of bad taste. L., 1973; Greenberg С. Avant-Garde and Kitch // Greenberg С. The collected essays and criticism. Chi., 1986. Vol. 1; Яковлева А. М. Кич и художественная культура // Знание. 1990. № 11 ; Kulka Т. Kitsch and art. Pennsylvania, 1996; Nerdrum О. On Kitsch // ARTnews. 1999. № 9; Adorno Т. W. The culture industry. L., 2001; Broch Н. Geist and Zeitgeist: the spirit in an unspiritual age. N. Y., 2002; Бодрийяр Ж. Общество потребления, его мифы и структуры. М., 2006; Эко У. Чужое безобразное, китч и кэмп // История уродства / Под редакцией У. Эко. М., 2007.

О. А. Назарова.