Китон Бестер

Китон (Keaton) БестерКИТОН (Keaton) Бестер (Бастер; настоящее имя Джозеф Фрэнсис) (4.10.1896, по другим данным, 1895, Пикуэй - 1.2.1966, Лос-Анджелес), американский актёр, режиссёр. С трёх лет участвовал с родителями в эстрадном номере «Трое Китон». В 1917 году по приглашению известного комика Р. Арбэкля (Фатти) дебютировал в кино («Мальчик из мясной лавки»). Снимался в короткометражных фильмах с участием Фатти. Сценарист и режиссёр некоторых своих картин. Комизм игры Китона был основан на несоответствии бесстрастной маски человека, «который никогда не смеётся» (это условие специально оговаривалось в контракте), стремительно изменяющимся ситуациям. Отличный спортсмен, прошедший школу акробатики, Китон непринуждённо исполнял самые невероятные трюки; при этом он вносил в лихорадочный ритм комедии глубокий драматизм, показывая одиночество и незащищённость героя во враждебном ему мире. Фильмы Китона зачастую проникнуты горькой и тонкой иронией. «Три эпохи» (1923) - пародия на «Нетерпимость» Д. У. Гриффита. В фильме «Наше гостеприимство» (1923) Китон высмеивал мелодрамы, воспевающие «доброе старое время», в «Шерлоке-младшем» (1924) - детективные фильмы и штампы массовой продукции, в фильме «Генерал» (1926) - псевдоисторические боевики о войне между Севером и Югом. Интеллектуальный юмор, неожиданные повороты сюжета, умение найти комизм в простых, казалось бы несмешных, ситуациях, свежесть приёмов выдвинули Китона в ряд наиболее значительных актёров и режиссёров 1920-х годов. Среди других фильмов - «Соседи», «Дневные сны», «Поезжай на Запад». С появлением звука в кино начался длительный кризис в его творчестве. В 1930-х - 1-й половине 1940-х годов Китон снимался в США и Франции, однако эти фильмы были значительно слабее его работ 1920-х годов. Из-за тяжёлой болезни вновь появился на экранах лишь в начале 1950-х годов, исполнив эпизодические роли в фильмах Б. Уайлдера («Сансет Бульвар») и Ч. Чаплина («Огни рампы»). Фильм «История Бестера Китона» (1957), который он консультировал, помог ему вернуться к активной творческой деятельности. В 1960-х годах снимался в фильмах «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Вечеринка в пижаме», «Путевой обходчик», «Смешное происшествие на пути к форуму» и др. Специальная премия «Оскар» (1959).

Реклама

Соч.: My wonderful world of slapstick. L., 1967 (with С. Samuels).

Лит.: Гехт С. Б. Китон. 2-е изд. М., 1926; Комики мирового экрана. М., 1966; Lebet J. В. Keaton. L., 1967; Robinson D. В. Keaton. L., 1970; Blesh R. Keaton. N.Y., 1971; Denis М. В. Keaton. Р., 1971; Coursodon J. В. Keaton. Р., 1973; Wead G., Lellis G. The film career of В. Keaton. Boston, 1977; Волков А. А. Эксцентрическая комедия. М., 1977; Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984; Черненко М. Невероятный Китон // Советский экран. 1987. № 1; Dardis Т. Keaton: the man, who wouldn’t lie down. L., 1989; Kline J. The complete films of В. Keaton. N. Y., 1993; McPherson Е. В. Keaton: tempest in а flat hat. N. Y., 2005.