Китс Джон

Китс (Keats) ДжонКИТС (Keats) Джон (31.10.1795, Лондон - 23.2.1821, Рим), английский поэт. Сын содержателя конюшни. Получил фельдшерское образование. С 1814 жил в Лондоне, где познакомился с Дж. Г. Л. Хантом и другими поэтами и художниками. В 1817 издал первый сборник стихов - «Стихотворения» («Poems»), в котором ощутимо сильное влияние Э. Спенсера. В 1818 году опубликовал поэму «Эндимион» («Endymion»), где античный сюжет о любви смертного юноши к богине Луны и земной девушке трактован в романтичном духе, как притча о тождестве идеала и реальности (богиня и девушка оказываются разными ипостасями одной и той же сущности). Летом 1818 года Китс путешествовал по Шотландии; осенью встретился с Фанни Брон, ставшей его музой и единственной любовью; к ней обращено последнее законченное стихотворение Китса - «Ода к Фанни» («Ode to Fanny»). В 1819 созданы лучшие произведения поэта - так называемые шесть великих од: «К соловью» («То а Nightingale»), «Меланхолии» («On melancholy»), «К осени» («То autumn»), «Греческой вазе» («On а Grecian Urn»), «Праздности» («On Indolence»), «К Психее» («То Psyche»); в их центре - внутренний душевный конфликт лирического героя, остро осознающего одновременно и вечность красоты, и бренность всего земного. Увлечение Китса античностью отразилось в неоконченной поэме «Гиперион» [«Hyperion», 1818-19; 2-я редакция под названием «Падение Гипериона» («The fall of Hyperion», 1820)1, в которой Китс пытался, используя миф о борьбе титанов и олимпийских богов, создать эпос в подражание «Потерянному раю» Дж. Мильтона. Среди других произведений - сонеты, баллада «La Belle Dame Sans Merci» (1819), созданные в последние годы жизни небольшие поэмы «Ламия» («Lamia»), «Канун Святой Агнессы» («The eve of St. Agnes»), «Изабелла» («Isabella») на сюжет из «Декамерона» Дж. Боккаччо. В 1819 году Китс заболел туберкулёзом, в 1820 уехал в Рим, где и скончался. Большая часть его поздних произведений изданы во втором, и последнем, прижизненном сборнике (1820). Важную часть наследия Китса составляют письма, излагающие его эстетические идеи [в том числе имевшую резонанс в позднейшей литературной критике идею «негативной способности» (negative capability) поэта принимать тайну мира, не нуждаясь в её рациональном объяснении].

Реклама

Крупнейший мастер романтичной лирики, Китс вошёл в историю английской и европейской литературы как один из родоначальников эстетизма, лозунгом которого стало двустишие из оды «Греческой вазе»: «В прекрасном - правда, в правде - красота, / Вот знания земного смысл и суть» (перевод В. Микушевича). Его поэзия оказала влияние на прерафаэлитов (в том числе на Д. Г. Россетти), А. Теннисона, О. Уайльда.

Соч.: Стихотворения и поэмы. М., 1989; The works. Ware, 1994; Стихотворения. Поэмы. М., 1998.

Лит.: Ward А. J. Keats: making of а poet. N. Y., 1986; Motion А. Keats. L., 1997; Walsh J. Е. Darkling I listen: the last days and death of J. Keats. N. Y., 1999; Cittings R. J. Keats. L., 2001; Plumly S. Posthumous Keats: а personal biography. N. Y., 2008.

В. Н. Забалуев.