Киворий

КИВОРИЙ (греческий - ϰιβώριον, латинский - ciborium),

Киворий 1) в христианском декоративно-прикладном искусстве - сосуд для Святых Даров, дарохранительница. Как правило, представляет собой ювелирное изделие, украшенное эмалями, драгоценными камнями, гравировкой, литыми фигурами и др. Ранние образцы имели форму шкатулки, в том числе круглой или многоугольной, иногда - с основанием, напоминающим ножку кубка. С 10 века получили распространение кивории в виде голубя, в 14-15 века - в виде башенки; обычно подвешивались над престолом. В 16 веке утвердилась практика помещать кивории для хранения в табернакль. Современной формой католического и англиканского кивория является металлическая чаша на высокой ножке с крышкой, увенчанной крестом. В Древней Руси киворий-дарохранительница обычно назывался ковчегом.

2) В христианской архитектуре малых форм - сооружение в виде навеса, поддерживаемого колоннами, над престолом (алтарём), гробницей, крестильной купелью и др. Иногда называется балдахином (итальянский baldacchino, французский baldaquin; с 16 века) или сенью (в православных храмах). Предмет убранства церковного интерьера или отдельно стоящая постройка, входящая в архитектурный комплекс. Его прототипы существовали в Древнем мире (в Ассирии, Египте, Греции, Риме), в том числе в культовой архитектуре. Кивории известны с первых веков церковного строительства. Некоторые были выполнены из серебра (в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме, 4 век, дар императора Константина; в церкви Святого Димитрия в город Салоники, конец 6 - 7 века), имели пирамидальное завершение (в церкви Святых Апостолов и в храме Святой Софии в Константинополе, 6 век; все утрачены). Один из ранних мраморных кивориев с куполом и 4 колоннами с коринфскими капителями сохранился в церкви Богоматери Стовратной (Экатонтапилиани) на острове Парос (6 век).

Реклама

Киворий Среди самых известных кивориев - осеняющий алтарный образ (смотри иллюстрацию к этой статье) «Пала д’Оро» в соборе Святого Марка в Венеции (11 век; алебастровые колонны, 6 век?); в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме (1284-1285, Арнольфо ди Камбио; реставрирован в 19 веке); грандиозный бронзовый киворий в соборе Святого Петра в Риме (высота 29 м), выполненный в стиле барокко Дж. Л. Бернини (1624-33; смотри иллюстрацию к статье об этом мастере), - его витые колонны и воздушная корона возвышаются над местом погребения апостола Петра в средокрестье собора. Архитектурный шедевр Бернини стал образцом для подражаний (в том числе в соборе Дома инвалидов в Париже, 1706, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар).

Для убранства православных храмов в России характерна деревянная резная надпрестольная сень. Среди наиболее значительных памятников - несохранившаяся сень 12 века над водосвятной чашей в бывшей княжеской резиденции в Боголюбове (ныне на месте сени - часовня 17 века); над ракой преподобного Сергия в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в стиле так называемого анненского барокко (серебро, 1737) и в русском стиле над местом ранения императора Александра II в церкви Спаса на крови в Санкт-Петербурге (яшма, ляпис-лазурь, топазы; 1907, архитектор А. А. Парланд; значительно повреждена после 1917, ныне восстановлена).

Лит.: Viollet-le-Duc Е. Cyborium // Viollet-le-Duc Е. Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVI siècle. Р., 1859. Vol. 4. Р., 1967. Vol. 4; Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. Мünch., 1924. Bd 1-2.              

А. Н. Шукурова.