Кий

КИЙ, легендарный прародитель  восточнославянского племени полян и основатель города Киев. В этой роли, по преданию, отразившемуся в древнерусском летописании рубежа 11-12 веков (в так называемом Начальном своде и «Повести временных лет»), Кий выступает вместе с младшими братьями Щеком и Хоривом, а также сестрой Лыбедью. Характер и происхождение предания служат предметом научной дискуссии. Очевидно, что его летописный вариант возник в результате идеологического переосмысления (возможно, неоднократного) первоначальной основы. Автор «Повести временных лет», полемизируя с рассказами о том, что Кий был «перевозником» через Днепр, видел в Кие племенного, родового князя, который ходил в Царьград (Константинополь), принял «велику честь» от византийского императора, на обратном пути построил на Дунае «градок мал», хотел в нём «сести с родом своим», но не смог там удержаться из-за противоречий с местными жителями; был вынужден вернуться в Киев, где и умер. От Кия и его братьев произошли князья, которые «держали княженье» у полян. Вероятнее всего, этот экскурс о Кие-князе был не частью первоначального устного предания, а появился в результате «огосударствления» его содержания летописцем, который знал о существовании на Дунае во времена Кия «городища Киевца». Явная мотивированность этого экскурса делает в равной мере маловероятными и предположения о Кие как исторической личности - князе гипотетического «поляно-русского» протогосударственного образования в Среднем Поднепровье времён византийского императора Юстиниана I (Б. А. Рыбаков), и разнообразные мифологические толкования, согласно которым Дунай - это река, разделяющая царства живых и мёртвых, а Кий - перевозчик на ней, аналог греческого Харона, и т.п. (А. С. Щавелёв). Трудно также согласиться с бытующим ещё со времён В. Н. Татищева и А. Л. Шлёцера убеждением, будто предание о Кие, его братьях и сестре сложилось под влиянием названий киевских урочищ («гор», то есть киевских холмов - Щекавица и Хоревица, ручья Лыбедь) или даже было составлено одним из летописцев (В. Я. Петрухин). Наличие у предания о Кие армянского аналога (на что указал Н. Я. Марр) - сказания о построении тремя братьями Куаром, Мелтеем и Хореаном городов, названных их именами, - не позволяет усомниться в достаточной древности по крайней мере двух из трёх имён братьев-родоначальников - Кия и Хорива (армянское сказание зафиксировано в «Истории Тарона», которая датируется временем от 6 до 10 века). Вероятно, киевское и армянское сказания независимо друг от друга варьируют общую древнюю основу, возможно иранского (скифо-сарматского) происхождения, на что указывает, среди прочего, отсутствие убедительных славянских этимологий для имён Щек, Хорив и Лыбедь. В то же время распространённость посессивных (притяжательных, образованных от имени) топонимов Киев, Киевец и др. по всему славянскому ареалу в достаточной степени удостоверяет существование славянского личного имени Кий вне связи с названием города Киев.

Реклама

Неоднократные попытки объяснить название Киева как происходящее не от личного имени источниковедчески несостоятельны. Очевидная славянская этимология этого имени (*kyjь - дубинка, молот, жердь; родственно славянский *kov- - ковать) связывает его с богатым мифологическими ассоциациями образом кузнеца (Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров), хотя и не совсем понятно, как он может быть связан с реально зафиксированным преданием о Кие. Наиболее перспективным выглядит сближение этого предания со сходными западнославянскими преданиями о простолюдинах - основателях династий (польской Пясте и чешской Пржемысле), типологическая близость которых подчёркивается этимологически (польской piast - пест, колотушка) и атрибутивно (посох Пржемысла). Таким образом, вполне вероятно, что летописное предание о Кие произошло от соединения некоей первоначальной основы, связанной с именем Кий (и, возможно, Лыбедь), с имевшим другие корни мотивом трёх братьев - основателей городов.

Источн.: Полное собрание русских летописей. М., 1997-2000. Т. 1-3.

Лит.: Trunte Н. Kyj - ein altrussischer Städtegründer?: Zur Entmythologisierung der slavischen Frühgeschichte // Die Welt der Slaven: Vierteljahresschrift für Slavistik. Wiesbaden, 1988. Bd 33; Щавелёв А. С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. М., 2007 (библ.).                    

А. В. Назаренко.