Кизляр
КИЗЛЯР, город в России, в северной части Дагестана, центр Кизлярского района. Население 48,0 тысяч человек (2008). Расположен на Прикаспийской низменности, в дельте реки Терек (на реке Старый Терек). Железнодорожная станция.
Кизляр заложен в 1735 году генерал-аншефом В. Я. Левашовым, разработавшим план строительства крепости и города; сюда были переведены жители из подлежавшей упразднению крепости Святого Креста (находилась в месте ответвления от реки Сулак её рукава реки Аграхань). Название образовано от тюркского «кизил яр» (красный обрыв, то есть крутой или глубокий обрыв реки). До 1785 Кизляр входил в состав Астраханской губернии. Делился на 4 части: крепость (1744 - конец 1750-х годов, проект И. Л. фон Любераса), город, солдатская слобода и так называемое полевое строение. В середине - 2-й половине 18 века Кизляр - одна из основных точек Кавказской пограничной линии, крупный торговый и перевалочный центр для торговли с Востоком, важнейший политический и культурный центр России на Северном Кавказе. С 1752 в Кизляре и его окрестностях начало развиваться шелководство (в 1775 действовали 4 завода по изготовлению шёлка). С 1755 в Кизляре находилась российская пограничная таможня, для иностранных купцов были построены постоялые дворы (караван-сараи). В 1760-70-х годах в Кизляре возникли первые виноградно-водочные и спиртокурительные заводы (в 1828 в Кизляре и окрестностях насчитывалось 86 предприятий).
Реклама
Со 2-й половины 18 века Кизляр стал играть роль главного связующего звена между горцами Северного Кавказа и Россией, в городе сложились крупные армянские и грузинские общины. В Кизляре содержались аманаты (заложники) от выразивших покорность горских народов. Для привлечения местного населения к торговле в Кизляре императрица Екатерина II в 1765 издала указ об освобождении кабардинцев и кумыков от пошлин при продаже собственной продукции и при покупке товаров в Кизляре. По мнению кавказоведа А. П. Берже, до устройства Моздокской линии Кизляр был «русской столицей на Кавказе».
Уездный город Кавказской губернии (1785-96, 1802-22; в 1785-96 - Кавказское наместничество), Астраханской губернии (1796-1802), Кавказской области (1822-47), Ставропольской губернии (1847-67). К концу 18 века объём торговли через Кизляр практически равнялся объёму морской торговли через Астрахань; главными предметами торговли были вино, рыба, марена, шёлк-сырец, ковры, меха, фрукты. В 19 веке в Кизляре действовали армянский, русский и татарский рынки. В 1827 товарооборот через Кизляр составил свыше 1 миллиона рублей. В 1807 в городе открыто первое в России училище виноградарства и виноделия, затем - школа шелководства.
Во время Кавказской войны 1817-64 годов Кизляр - один из объектов нападения горцев, в 1831 взят и разграблен отрядом под командованием Гази-Магомеда. С середины 19 века постепенно пришёл в упадок, к началу 20 века превратился в небольшой провинциальный город. В 1867 году Кизляр с окрестностями передан в состав Терской области, окружной центр (1871-88), центр Кизлярского отдела (с 1888) Терской области. В 1860-70-х годах наблюдался подъём виноделия, продолжавшийся до 2-й половины 1880-х годов. В начале 1880-х в Кизляре впервые в России налажено производство отечественных коньяков, в первую очередь на заводе Д. З. Сараджева [1885; ныне Кизлярский коньячный завод; в разное время его продукция удостоена более 400 золотых и серебряных медалей, 40 Гран-при, приза «Золотая пальма» (Франция), премии Golden Galaxy (США)], а также на заводе Серебряковых и др. В 1916 открыто регулярное движение по линии Червлённая (Червлёная) - Кизляр Владикавказской железной дороги.
После Октябрьской революции 1917 Кизляр находился в составе Ставропольской советской республики (январь - июль 1918), в июле 1918 - феврале 1919 части РККА обороняли Кизляр от войск белых армий. В феврале 1919 - марте 1920 контролировался Вооруженными силами Юга России, 20.3.1920 занят РККА. Окружной центр Терской губернии (1921-22), окружной (1922-28), кантонный (1928-29), районный (1929-38) центр Дагестанской АССР. Окружной центр Орджоникидзевского (с 1943 Ставропольского) края (1938-44). В 1942, во время Великой Отечественной войны, открыто движение по железнодорожной линии Кизляр - Астрахань Орджоникидзевской железной дороги. Районный центр Грозненской области (1944-57), Дагестанской АССР (с 1957).
Кизляр 9-10.1.1996 подвергся нападению отряда чеченских боевиков (около 250 человек): террористы захватили городскую больницу и более 2 тысяч человек (по другим данным, более 3 тысяч человек). В 1997 году открыто движение по железнодорожной линии Кизляр - Сулак Северо-Кавказской железной дороги.
В центральной части Кизляр в основном застроен 2-3-этажными каменными домами, характерна прямоугольная планировка. Сохранились: Свято-Никольский храм (заложен в 1795), ныне - на территории Крестовоздвиженского женского монастыря (основан в 1736 как мужской, в 1908 преобразован в женский, закрыт в 1918, возрождён в 2006), здания бывшей Городской управы (ныне Краеведческий музей имени уроженца города князя П. И. Багратиона; основан в 1960), Дворянского собрания (19 век) и др. Свято-Георгиевский храм (освящён в 2002). Филиалы вузов, в том числе Дагестанского государственного технического университета, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
Градообразующее предприятие - концерн КЭМЗ (1962; разработка, производство, ремонт комплексов наземных средств эксплуатационного контроля летательных аппаратов, бортового оборудования, также выпуск медтехники, сельскохозяйственной техники и др.). Среди других крупных предприятий - Кизлярский коньячный завод, фирма «Кизляр» (1998; гражданское холодное и сувенирное оружие). Производство мясных, фруктовых и овощных консервов и др.
Лит.: Хашаев Х.-М. О. Занятия населения Дагестана в XIX в. Махачкала, 1959; он же. Общественный строй Дагестана в начале XIX в. М., 1961; Маркова О. П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в. М., 1966; Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986; Кизляр. На перекрестке эпох. М., 2007.
В. М. Муханов (история).