Кхайяль

КХАЙЯЛЬ (от персидского «воображение», «вдохновение»), вокально-инструментальная форма (жанр) северо-индийской классической музыки (традиция хиндустани). Кроме Северной Индии, распространена в Пакистане и Бангладеш. Сформировалась в 17-18 веках на основе дхрупада, имеет общие с ним принципы ладомелодического (рага) и ритмического (тала) развития. Поэтические тексты (на хинди и его диалектах) посвящены главным образом тематике бхакти. Композиция состоит из 2 частей: бара (виламбит) и чхота (друт); каждая из них выстраивается на взаимодействии 2 типов музыкального развёртывания: стабильного (бандиш - «композиция», опирающаяся на текст) и свободного (основа - различные способы мелодического развития). Некоторые Кхайяль предваряются небольшим разделом алап (распевается в свободном метре на отдельные слоги). Специфика текста и преобладание развёртывания свободного типа сообщают Кхайяль более открытую экспрессивность по сравнению с дхрупадом. Вокальная партия исполняется солирующим мужским либо женским голосом. Аккомпанирующие инструменты: струнный смычковый саранги, парный мембранофон табла, иногда - скрипка, гармониум (ручная фисгармония). Кхайяль развивался главным образом в индомусульманской среде. Среди наиболее известных региональных школ-гхаран - агрская, киранская, гвалиорская, джайпурская. Представители жанра в 20 веке - Амир Хан, Гхулам Али Хан, Бхимсен Джоши, Джитендра Абхишеки, Кешори Амонкар, Гириджа Деви, Парвин Султана и др.

В 20-21 веках термин нередко употребляется в значении северо-индийской вокально-инструментальной музыки в целом (кхайяль сангит).

Лит.: Daniélou А. Sfldasien. Lpz., 1978 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 1. Lfg 4); Дева Б. Ч. Индийская музыка. М., 1980.

Е. М. Гороховик.