Кларнет

КЛАРНЕТ (итальянский clarinetto, от латинского clarus - светлый, ясный), духовой язычковый музыкальный  инструмент с одинарной тростью. Деревянный корпус цилиндрического сечения, двухколенный, с небольшим раструбом. Трость - прямоугольная пластинка особого сорта тростника (Arundo donax) - крепится к срезу клювообразного мундштука (последний соединён с корпусом посредством короткой переходной трубки - «бочонка»). Общая длина типового кларнета in В - 66 см. Большая часть игровых отверстий (общее число 24-27) закрыта металлическими клапанами. Кларнет - транспонирующий инструмент. В современной практике наиболее употребителен кларнет in В (звучит на большую секунду ниже нотной записи), в оркестре (кларнет входит в группу деревянных духовых инструментов) используется также кларнет in А (звучит на малую терцию ниже нотной записи). Характерная акустическая особенность кларнета - образование передуваний на дуодециму (а не на октаву, как у других деревянных духовых); с этим связано применение усложнённой клапанной системы. Диапазон около 4 октав: от «ми» малой до «до» 4-й октавы (по написанию). Нотируется главным образом в скрипичном ключе. Характер звучания сильно различается в разных регистрах: в низком оно густое и сочное, в среднем - ясное и блестящее, в верхнем - резкое. Богатые виртуозные возможности инструмента сочетаются с широкой динамической амплитудой (от рр до ff).

Реклама

Кларнет Кларнет  сконструировал на основе шалюмо И. К. Деннер из Нюрнберга (около 1700). Аппликатурные трудности при игре в тональностях с большим количеством ключевых знаков привели к появлению в середине 18 века кларнетов разных строёв, а необходимость менять инструмент во время игры, в свою очередь, - к усовершенствованию клапанной системы (так, сын изобретателя Я. Деннер сконструировал клапан дуодецимы). В 1809 немецкой фирмой «Griesling und Schlott» построен кларнет с 10 клапанами, благодаря немецкому виртуозу Г. Берману утвердившийся как сольный инструмент. Около 1812 года российский кларнетист И. Мюллер сконструировал кларнет in В с 13 клапанами и улучшенной рычажной системой для аппликатурных комбинаций. Этот кларнет, доработанный Берманом, утвердился как основной инструмент семейства и стал известен как «бермановский», или кларнет «немецкой» системы; в 19-20 веках его продолжали применять и усовершенствовать. В середине 19 века в конструкции кларнета был использован клапанно-рычажный механизм немецкого флейтиста Т. Бёма. В 1889 французской фирмой «Evette & Schaeffer» создана новая модель «бёмовского» инструмента - кларнет «французской» системы, широко распространившийся во всём мире и практически вытеснивший «немецкий» кларнет.

С середины 18 века кларнет стал использоваться в оперном оркестре многих европейских стран (Франции, Германии, России). Большую роль в его становлении как оркестрового инструмента сыграли композиторы мангеймской школы. К. Стамиц, Ф. Покоряй, К. Ф. Абель создали концерты для кларнета с оркестром. Й. Гайдн использовал кларнет в «парижских» и «лондонских» симфониях, В. А. Моцарт - в операх (начиная с «Идоменея», 1781) и нескольких симфониях (№ 39 Es-dur, 1788, и др.). Шедевры кларнетового репертуара - Квинтет с кларнетом А-dur (1789) и Концерт А-dur (1791), созданные Моцартом для кларнетиста А. Штадлера. Л. ван Бетховен утвердил кларнет в симфоническом оркестре и создал ансамбли с ним. Значительно расширили темброво-красочные и технические возможности кларнета композиторы-романтики, в особенности К. М. фон Вебер (2 концерта с оркестром, 1811; Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано, 1816), И. Брамс (2 сонаты для кларнета с фортепиано, 1894; Трио и Квинтет с кларнетом, оба 1891). Концерты написаны также Л. Шпором, И. Плейелем, С. Меркаданте. К образцам яркого использования кларнета в оркестре относятся сочинения Ф. Мендельсона, Дж. Россини, Ф. Листа, Г. Берлиоза («Фантастическая симфония», 1830), М. И. Глинки («Камаринская», 1848; танцы из опер), А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, Р. Штрауса. Известно Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано Глинки (1832). В музыке 20 века кларнет разнообразно использовали К. Дебюсси (Рапсодия для кларнета с фортепиано или струнным оркестром, 1910), М. Равель, Г. Малер, А. Шёнберг, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян (Трио для фортепиано, скрипки и кларнета, 1932) и другие композиторы.

В 20 веке кларнет распространился и как джазовый инструмент. Один из крупнейших кларнетистов мира Б. Гудмен прославился в джазе и в академической музыке; для него создали концерты И. Ф. Стравинский («Чёрный концерт» для кларнета с джаз-бендом, 1945), П. Хиндемит (1947), А. Копленд (1948); ансамбль с кларнетом «Контрасты» - Б. Барток (1938). Создатель отечественной кларнетовой школы - С. В. Розанов.

В симфоническом оркестре, как правило, используются 2 кларнета и бас-кларнет. Среди многочисленных разновидностей исторических инструментов - малый кларнет, или кларнет-пикколо (в высоком строе Es), бассетгорн.

Инструменты кларнетового типа (т. е. с одинарной тростью), в том числе парные (с двумя стволами), известны с древности, распространены в музыке народов мира.

Лит.: Благодатов Г. Кларнет. М., 1965; Kroll О. Die Klarinette. Kassel, 1965; Rendall F. G. The clarinet. 3rd ed. L., 1971; Kunitz Н. Die Klarinette. 2. Aufl. Lpz., 1972; Brymer J. The clarinet. L., 1976; Weston Р. More clarinet virtuosi of the past. L., 1977; Rice А. R. The Baroque clarinet. Oxf., 1992; Brixel Е. Die Klarinetten-Bibliographie. 2. Aufl. Wilhelmshaven, 1983.

Ю. А. Усов.