Классический танец

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, исторически сложившаяся, упорядоченная система танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов, одно из главных выразительных средств балетного искусства. По определению теоретика хореографического искусства Л. Д. Блок, «классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классическом танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде». Термин «классический танец» возник в конце 19 века в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных»; постепенно он вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее определения («серьёзный», «благородный», «академический» и др.).

Система классического танца складывалась путём отбора из множества бытовых, трудовых и прочих движений человеческого тела наиболее законченных, пластически выразительных, представляющих эстетическую ценность. Значительное влияние на выработку системы классического танца оказало античное искусство, в частности, запечатлённые в скульптуре и вазовой живописи образцы античной хореографии. Художественные особенности классического танца начали складываться в 15 веке в Италии. Первые попытки систематизации театрализованного танца были предприняты итальянскими и испанскими танцмейстерами 16- 17 века (трактаты Ф. Карозо, Ч. Негри и др.). Дальнейшее развитие и специфическую терминологию система классического танца получила во Франции, в трудах Королевской академии танца (П. Бошан и др.). Профессиональная разработка народного, бального и сценического танца привела к дифференциации и обобщению их выразительных средств. Традиционно в классическом танце принята французская терминология. Система классического танца построена на различных группах движений, объединённых общими для каждой группы признаками, например группа приседаний (plié), прыжков (элевация), вращений (pirouette, tour, fouetté), положений корпуса (attitude, arabesque) и др. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы, причём число групп движений строго ограничено. Движения классического танца строятся на основе выворотности (способность к свободному развёртыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев, при которой ступни образуют линию, параллельную линии плеч). В теории классического танца разработаны понятия о закрытых (fermé) и открытых (ouvert), скрещённых (croisé) и нескрещённых (effacé) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы классического танца, служит средством создания художественных образов балетного спектакля. Как учебная дисциплина классический танец представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую для развития выразительных средств танцовщика. Значительный вклад в развитие классического танца внесли К. Блазис, А. Бурнонвилъ, С. Вигано, Ж. Новерр, Ж. Перро, М. И. Петипа, Ф. и М. Тальони и др.

Реклама

Лит.: Anatomical and mechanical lectures upon dancing. L., 1721; Rameau Р. Le maître à danser. Р., 1725; Blasis С. Traité élémentaire, théorique et pratique de l’art de la danse. Mil., 1820; Adice L. Théorie de la gymnastique de la danse théâtrale. Р., 1859; Базарова Н. П. Классический танец: методика четвертого и пятого года обучения. 2-е изд. Л., 1984; Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. 3-е изд. Л., 1986; Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М., 1987; Валукин Е. П. Система мужского классического танца. М., 1999; Мессерер А. Уроки классического танца. СПб. [и др.], 2004; Тарасов Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства. 3-е изд. СПб., 2005; Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца: первые три года обучения. 3-е изд. СПб., 2006; Новерр Ж. Ж. Письма о танце. 2-е изд. СПб. [и др.], 2007; Ваганова А. Я. Основы классического танца. 9-е изд. СПб. [и др.], 2007; Лебедева Г. Д. Балет: семантика и архитектоника. СПб., 2007; Волынский А. Л. Книга ликований. СПб., 2008; Чеккетти Г. Полный учебник классического танца. М., 2008. Смотри также литературу при ст. Балет.