Классическое образование

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных учебных предметов. Возникло в эпоху Возрождения на основе педагогической идеи гуманизма, утверждавшей необходимость всестороннего развития способностей человека на образцах античной литературы, единственным средством приобщения к которой считались древние языки. Полная программа классического образования, включавшая два древних языка (латинский и греческий), впервые была разработана И. Штурмом для основанной им школы в Страсбурге (1538). Детально составленный учебный план и методика преподавания древних языков способствовали распространению классического образования в других средних учебных заведениях. В преподавании древних языков основное внимание уделялось грамматике, с середины 16 века - также форме и стилю речи. Важной задачей становилось изучение красноречия. Ученики составляли речи (по образцам речей Цицерона) на греческом и латинском языках. В эпоху Просвещения велась активная полемика о необходимости классического образования, в его защиту отмечалось, что без греческого (языка философии) и без латыни, международного языка учёных, невозможно научное образование.

Реклама

В 19 веке классическое образование рассматривалось как научное образование, необходимое для успешного обучения в университете. Кроме древних языков и математики, в учебные курсы были включены родной язык, история, география и, в небольшом объёме, естественные науки. Учебные заведения типа классических гимназий пользовались монопольным правом подготовки к университету. Классическое  образование сохранялось без существенных изменений в Европе и в Америке до начала 20 века, когда оно уступило главенствующие позиции реальному образованию. К концу 20 века круг учебных заведений с преподаванием древних языков постепенно сузился.

Классическое образование в России. В первых российских гимназиях - Академической гимназии в Санкт-Петербурге (1726), гимназиях при Московском университете (1755-1812) и в Казани (1758) - преподавался латинский язык. Устав 1828 года предусматривал изучение и греческого языка (в 1851 отменено в большинстве гимназий), а Устав 1864 ввёл разделение гимназий на классические (по возможности с двумя древними языками) и реальные (без древних языков). К университету готовили только в классической гимназии. Гимназическая реформа 1901 года изменила приоритетное положение древних языков в системе образования, они стали необязательными учебными предметами. После Октябрьской революции 1917 года система классического образования в России была ликвидирована. Преподавание древних языков велось только в некоторых вузах СССР.

В конце 20 века началось возрождение классического образования в России. Во вновь созданных классических гимназиях преподаются латинский и греческий языки, античная литература. Наряду с ними обязательными базовыми учебными предметами являются математика, русский язык, литература, биология, физика, химия, география и др. Изучаются также два современных иностранных языка. Однако широкого распространения практика преподавания древних языков в средних общеобразовательных учреждениях не получила.

Лит.: Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995; Кондратьева М. А. Развитие отечественной гимназии в системе классического образования (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 1997; Беседы о классическом образовании. Несколько интервью на одну тему // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 3; Черненко Р. Полемика вокруг классической гимназии и концепций среднего образования в 60-70-е годы XIX в. // Там же; Перминова Л. М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. СПб., 2004; История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под редакцией А. И. Пискунова. 3-е изд. М., 2007.

И. М. Осмоловская.