Классно-урочная система

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения, организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы в соответствии с возрастом и уровнем подготовки, а основной формой обучения является урок. Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав. Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин). Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.

Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538). Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-30 применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Каменский. В 16 веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине 18 века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в 19 веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.

Реклама

Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования. Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке. Классно-урочная  система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста. На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.

В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-98 священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832) и учитель Дж. Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце 19 века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана мангеймская школьная система. В 1960-70-е годы в США действовал план Трампа - форма обучения с использованием лекций (40% учебного времени), групповых (20%) и индивидуальных (40%) занятий.

Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными. Для усиления индивидуального подхода применяется дифференцированное обучение - разделение учащихся на группы в соответствии с их интересами, способностями, профессиональными намерениями. В некоторых общеобразовательных учреждениях вводится обучение по индивидуальным учебным планам, что предполагает создание групп учащихся переменного состава на занятиях по различным учебным предметам.

Лит.: Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982; Дидактика средней школы / Под редакцией М. Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982; Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986; Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. 3-е изд. М., 2006; Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика. М., 2007; Педагогика: Учебное пособие / Под редакцией П. И. Пидкасистого. 5-е изд. М., 2008.

И. М. Осмоловская.