Классы именные

КЛАССЫ ИМЕННЫЕ, лексико-грамматическая категория существительного, состоящая в распределении имён по группам (классам) в соответствии с некоторыми семантическими признаками при обязательном формальном выражении классной принадлежности имени в структуре предложения.

Классы  именные вместе с категорией рода образуют более общую категорию согласовательных классов. Классы  именные отличаются от рода иными основаниями классификации: в классах именных признак дифференциации (реальной или метафорической) денотатов по признаку пола либо вовсе отсутствует, либо совмещается с другими признаками, вследствие чего системы классов именных обычно богаче, чем родовые; в более редких случаях род существует как автономная подсистема в пределах одного из классов именных (например, в тамильском языке, где различаются 2 класса по признаку разумности/неразумности и в классе разумных существ имена подразделяются по роду на мужские и женские). Классы  именные присущи разным языкам Северной Америки (например, апачские и некоторые другие на-дене языки), Африки (нигеро-конголезские языки), Кавказа (нахско-дагестанские языки), Юго-Восточной Азии (дравидийские языки), Австралии, Океании. Количество классов именных колеблется по языкам от двух до нескольких десятков (например, для языка насиой в Новой Гвинее отмечается свыше 40 именных классов).

Реклама

В большинстве языков с классами именными семантичные основания классификации затемнены и лишь отдельные классы обнаруживают относительно единообразное содержание; например, в банту языках только 1-й класс содержит семантически однородные имена (класс людей), прочие имеют условное семантичное определение (классы растений, животных и т.п.), т.к. в них немало имён с иным значением. Важная черта системы классов именных в этих языках - её переплетение с категорией числа, для выражения которой существуют специальные классы именные (например, в ганда: omu-ntu ‘че-ловек’ - aba-ntu ‘люди’, eki-senge ‘комната’ - ebi-senge ‘комнаты’ и т.п.).

Существуют различные определения классов именных на основе формальных признаков; отличия между ними сводятся к большему или меньшему акцентированию синтаксического критерия - согласования. Значительный вклад в теорию классов именных внесли африканисты [Д. Вестерман, К. Майнхоф, А. Клингенхебен (Германия), М. Гасри, Г. Манесси (Франция), Б. Хайне (Германия), Л. Хаймен (США), У. Уайтли (Великобритания) и др.], так как во многих африканских языках классов именных - главная типологическая характеристика грамматической системы. Вестерман считал достаточным для определения классов именных морфологических критерий: 1) наличие групп существительных, объединяемых общим классным показателем (КП); 2) наличие двух серий, образуемых этими группами, - сингулярных классов (выражающих единственное число) и плюральных классов (выражающих множественное число), причём для каждого сингулярного класса имеется некоторый плюральный. Имеется и более гибкое определение классов именных, исходящее из наличия любого (морфологических и/или синтаксических) средства выражения класса, поскольку существуют языки, в которых классы именные в самих существительных являются скрытой категорией (смотри Категория языковая), т. е. не имеют специальных показателей, но зато наличие классов именных проявляется в формах согласуемых слов (прилагательного, местоимения, числительного, глагола) или иным образом (например, синтаксической конструкцией, как в тамильском языке). Пример языков, не имеющих в существительном КП, - дагестанские языки (лишь некоторые имена, главным образом термины родства, могут иметь архаичный тип с КП); сравни аварское «эмен в-ач|анна» ‘отец пришёл’ - «эбел й-ач|анна» ‘мать пришла’, где классы двух имён выражены глагольными согласователями.

Языки с классами именными различаются: 1) по способу морфологического выражения класса [префикс-суффикс или комбинированный показатель, реже редупликация или фонемные и тоновые чередования (смотри также Тон, Фонема); иногда аффиксальный способ сочетается с фонологическим, как в фула, где КП имеют 3 ступени консонантных чередований]; 2) по степени выраженности классной системы в структуре предложения. Так, языки банту демонстрируют максимально развитую систему средств выражения классов именных, охватывающих как существительное, так и согласуемые с ним части речи. Сдвиги и разрушение классов именных затрагивают, прежде всего, стройность согласовательных моделей, количество согласовательных типов, а также способы выражения числа.

Соотношение класса и числа - особая проблема, и языки с классами именными обнаруживают в этом отношении значительное разнообразие. В идеальной системе классы именные серии сингулярных и плюральных классов должны быть изоморфны, однако в реальных языках такой системы нет, и они могут сравниваться по степени приближения к идеальной системе (или по степени диспропорции между двумя сериями классов именных). Например, в суахили при 6 сингулярных классах - 5 плюральных, в бантоидном языке тив соотношение 6/4 в фула - 20/5. Диспропорция между сериями классов именных объясняется не только наличием имён типа singularia tantum и pluralia tantum (смотри Число), имеющих лишь одну классную форму, но и различными историческими напластованиями и затемнением семантичных основ классификации. Замечено также, что превращение языка с классов именных в надэтническое средство коммуникации - в лингва франка или пиджин (в частности, это имеет место в банту), обусловливая общее упрощение грамматической структуры, отражается в деформации классной системы: действует тенденция к уменьшению количества плюральных КП и унификации выражения числа с помощью ограниченного набора классов.

В вопросе о происхождении классов именных нет полной ясности. Предполагается, что в семантичном плане они отражают метафизическую классификацию предметов и явлений действительности по их внешним признакам, существенность которых может быть различной в разных этнических культурах; указывается на ассоциативный принцип классификации (соотнесённость классов именных с так называемыми семантичными полями; смотри Поле в языкознании). Неясно также, следует ли считать многочленные системы классов именных развившимися из более бедных (в пределе - двучленных) систем или же развитие шло по пути сокращения изначально богатых систем; видимо, для разных языковых групп можно предположить различные пути развития классов именных (в том числе и циклические). В формальном плане происхождение КП связывается обычно с местоименными (дейктическими; смотри Дейксис) элементами (в частности, с показателями определённости, как указывает Дж. Х. Гринберг), десемантизированными и превратившимися в аффиксы.

Классы  именные представляют собой менее грамматикализованную систему, чем род, но более грамматикализованную, чем так называемые счётные (нумеративные) классификаторы, известные ряду языков Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Классификаторная система может стать основой формирования классов именных, если классификаторы получат постоянное закрепление за определёнными группами слов с дальнейшей их грамматикализацией.

Лит.: Royen G. Die nominalen Klassifikations-Systeme in den Sprachen der Erde. Мödling bei Wien, 1929; La classification nominale dans les langues négro-africaines. Р., [1967]; Dixon R. М. W. Noun classes // Lingua. 1968. Vol. 21. Р. 104-125; Allan К. Classifiers // Language. 1977. Vol. 53. № 2; Greenberg J. Н. How does а language acquire gender markers? // Universals of Human Language. 1978. Vol. 3; Noun classes and categorisation. Amst. [а. о.], 1986; Именные классы в языках Африки. М., 1987; Основы африканского языкознания. Именные категории. М., 1997.

В. А. Виноградов.