Кластер в экономике

КЛАСТЕР в экономике, гибкое и свободное объединение предприятий по территориально-пространственному принципу. Представляя собой скопления («созвездия», «гроздья») предприятий, расположенных на определённой местности, индустриальные кластеры возникли в ходе развития территориального разделения и комбинации труда и производства, территориальной интеграции. Образующие кластеры предприятия могут быть связаны одной технологической цепочкой (вертикальная интеграция), могут производить однородную продукцию различных серий и пользоваться общей инфраструктурой, иметь доступ к технологическим инновациям (горизонтальная интеграция).

Термин «кластеры» был предложен в 1990 году американским экономистом М. Портером для обозначения групп конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны; было указано, что для компаний, действующих в кластерных отраслях, характерна тенденция к географической концентрации. В дальнейшем (1998) Портер внёс в термин дополнительную экономико-географическую составляющую: согласно его концепции, кластеры - это также группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определённом секторе экономики, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Реклама

В условиях современной инновационной модели экономического роста кластеры получили широкое распространение в первую очередь в высокотехнологичных отраслях. Центром кластеров служит инновационное «ядро», базирующееся на новых знаниях и включающее исследовательские фирмы, в том числе малые. Вокруг него располагаются взаимосвязанные компании, специализированные поставщики и продуценты, производители и потребители. В состав кластеров могут входить связанные с деятельностью этих компаний различные организации: университеты, агентства по стандартизации, торговые сети, а также аналитические и консалтинговые службы, PR-агентства, лоббистские и другие структуры, представляющие интересы данной территории. Различна и размерность отдельных участников кластеров. Субподрядчиками, а иногда и подрядчиками крупных компаний выступают средние и малые фирмы.

Особую роль играют кластеры инновационной активности. Они перерастают рамки отдельных стран и становятся притягательными центрами, как для прямых иностранных инвестиций, так и для иностранных учёных и специалистов. Примером таких кластеров служат «Силиконовое болото» в Кембридже (Великобритания), «Силиконовая долина» в Калифорнии (США), «Радиодолина» в Стокгольме (Швеция).

Основанное на гибких связях взаимодействие поставщиков и производителей даёт синергический (от греческого συνεργητι- κός - совместный, согласованно действующий) эффект, превышающий сумму показателей отдельных составляющих кластер-бизнесов. Этот эффект обеспечивается преимуществами глубокой специализации предприятий, доступом к новым технологиям, возможностью использовать высококвалифицированных специалистов, экономией на трансакционных издержках. Процесс кластеризации в начале 21 века охватил более 50% экономик развитых стран.

Разновидностью индустриального кластера являются так называемые индустриальные округа - своеобразные территориальные совокупности малых и средних предприятий, специализирующихся в большинстве случаев на производстве однотипной продукции. Здесь складываются особые взаимоотношения мелких и средних производителей, социокультурные связи, которые в сочетании с довольно высоким техническим уровнем многих фирм позволяют им конкурировать с крупными компаниями за выход на внешние рынки. Классической страной распространения этого вида кластеров является Италия, где насчитывается около 200 таких кластеров, расположенных главным образом в центре и на северо-востоке страны.

Преимущества динамично развивающихся кластеров стремятся использовать национальный и иностранный инвесторы. На первом месте среди них ТНК, кластерная политика которых на привлекающей их территории строится с учётом наличия развитой производственной и социальной инфраструктуры, инновационных ресурсов, близости к мегаполисам, в которых функционируют органы не только местной, но и центральной власти, определяющей экономическую стратегию страны.

Сохраняя конкуренцию в качестве доминирующей формы отношений между входящими в кластеры хозяйствующими субъектами, кластер  видоизменяет её механизмы, добавляя к ней новые элементы - различные формы сотрудничества, делового партнёрства.

Лит.: Портер М.Э. Международная конкуренция. М., 1993; Дранев Я. Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М., 2001; Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

С. А. Хавина.