Клайбер Эрих

Клайбер (Kleiber) ЭрихКЛАЙБЕР (Kleiber) Эрих (5.8.1890, Вена - 27.1.1956, Цюрих), австрийский дирижёр. Отец К. Клайбера. В 1908-11 обучался в Пражской консерватории по классам скрипки, композиции и дирижирования, одновременно изучал философию и историю искусства в университете. Дебютировал как хоровой дирижёр в пражском Немецком театре (1911).

В 1912-19 капельмейстер в Придворном театре Дармштадта. Работал дирижёром в театрах Бармен-Эльберфельда (ныне Вупперталь; 1919-21), Дюссельдорфа (1921-22), Мангейма (1922-23). В 1923-34 музыкальный  руководитель Немецкой государственной оперы в Берлине, где дирижировал премьерами опер «Укреплённый замок» Э. Кшенека (1924), «Воццек» А. Берга (1925), «Христофор Колумб» Д. Мийо (1930); впервые в Германии исполнил оперы «Енуфа» Л. Яначека (1924) и «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926), балет «История солдата» И. Ф. Стравинского (1925). К работе в театре привлекал художников-экспрессионистов и кубистов, в оформлении спектаклей применял кинопроектор. В 1927 году дирижировал оперой «Кармен» Ж. Бизе в Большом театре (Москва) и Малом оперном театре (Ленинград). Из-за неприятия культурной политики нацистов добровольно оставил свой пост в Немецкой государственной опере и в 1935 эмигрировал из Германии на Кубу, затем в Аргентину (почетное гражданство с 1938). В 1937-49 работал в театре «Колон» (Буэнос-Айрес). В 1943-47 выступал с Филармоническим оркестром в Гаване, концертировал в странах Латинской Америки и в США. С 1948 возобновил выступления в Европе: в театре «Ковент-Гарден» (1950-53), Венской государственной опере (1951), на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1951; дирижировал операми «Сицилийская вечерня» Дж. Верди и «Орфей и Эвридика» Й. Гайдна; в главный ролях - М. Каллас). В 1954-55 вновь музыкальный  руководитель Немецкой государственной оперы в Берлине. Гастролировал с лучшими оркестрами мира.

Реклама

Как дирижёр Клайбер  продолжал традиции Г. Малера, стремился к музыкально-драматической целостности исполняемых произведений. Один из крупнейших интерпретаторов австро-немецкой оперной и симфонической музыки, популяризировал современных композиторов. Осуществил звукозапись всех симфоний Л. ван Бетховена (1949-55). Среди многочисленных записей: музыка балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 4-я и 6-я симфонии П. И. Чайковского.

Лит.: Russell J. Е. Kleiber: а memoir. N. Y., 1981; Вичев Т. Ерата Клайбер. 2 изд. София, 2003.

Л. А. Полётова.