Клеанф

КЛЕАНФ (Кλεάνθης) (около 331/330 до нашей эры, Асс, Малая Азия - около 232/231 до нашей эры, Афины), древнегреческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и присоединился к школе Зенона уже в зрелом возрасте; вёл аскетический образ жизни. Известны 58 сочинений Клеанфа (сохранилось немногим более 100 фрагментов). Клеанф внёс нечто новое почти во все разделы учения стоицизма. Каждую часть философии он разделил на две: логику - на диалектику и риторику, этику - на этику и политику, физику - на физику и теологию; разрабатывал учение о «впечатлении», которое представлял (как, вероятно, и Зенон) в виде вещественного отпечатка, и специально занимался модальными высказываниями. Клеанф уделял особое внимание космическим процессам (образование мира и его воспламенение, космогонические циклы) и, по-видимому, серьёзно изучал Гераклита. Выступил с критикой Аристарха Самосского, утверждавшего, что Земля вращается по эллиптической орбите. В учении о мировой симпатии Клеанф впервые чётко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами. Клеанф предложил свои аргументы в пользу существования богов: способность души предчувствовать грядущее, полезность окружающего мира, красота и упорядоченность небесных светил и т. д. Верховный бог (Зевс) - душа мира, вездесущий огненный эфир, промыслительно направляющий мировые процессы («Гимн к Зевсу», русский перевод 1998). Аллегория стала у Клеанфа методом включения мифов традиционной религии в пантеистическую конструкцию, в рамках которой отдельные боги понимались как олицетворения различных функций Зевса-пневмы. В этике, возможно, именно Клеанф добавил слова «с природой» в формулу «жить согласно с природой». Учеником и преемником Клеанфа был Хрисипп.

Реклама

Соч.: Фрагменты ранних стоиков. М., 1998. Т. 1. С. 161-208; Stoicorum veterum fragmenta / Collegit Ioannes ab Arnim. 2 ed. Мünch., 2004.Vol. 1. Р. 463-619.

Лит.: Verbeke G. Kleanthes van Assos. Brussel, 1949; Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The basis of Stoic physics. Amst., 1961; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995. Смотри также литературу при ст. Стоицизм.

А. А. Столяров.