Клeе Пауль

КЛЕЕ (Klee) Пауль (18.12.1879, Мюнхенбухзе, близ Берна - 29.6.1940, Муральто, близ Локарно), швейцарский живописец, график и теоретик искусства. Учился в Мюнхене у Г. Книрра и в Академии Художеств (1898-1901) у Ф. фон Штука. Совершив в 1901-02 поездку в Италию, вернулся в Берн, где занимался главным образом графикой (серия гравюр на цинке «Инвенции», 1903-04). После пребывания в Париже (1905) и Берлине (1906) обосновался в Мюнхене, где сблизился с В. В. Кандинским, Ф. фон Марком, А. Макке и примкнул к объединению «Синий всадник» (в 1911). При втором посещении Парижа (1912) состоялось его знакомство с Р. Делоне, с живописью П. Пикассо, Ж. Брака и А. Руссо.

Важным событием в творческой биографии Клее стала его поездка в Тунис (1914), где пробудился колористический дар художника; с этого времени он активно занялся живописью. В акварелях и картинах Клее варьировал темы североафриканской природы и исламской архитектуры, достигая высокой степени абстрагирования в линейно-ритмической и колористической переработке исходного мотива («По мотиву Хаммамета», 1914, Художественный музей, Базель, и др.). После прохождения военной службы (1917-18) Клее вернулся в Мюнхен, где в 1920 году состоялась его большая персональная выставка. В том же году в Берлине вышла его книга «Творческая исповедь» («Schöpferische Konfession»; написана в 1918).

Реклама

Клeе (Klee) Пауль

П. Клее. «Красные и белые купола». Акварель. 1914. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф).

В 1920 году Клее по приглашению В. Гропиуса приступил к преподавательской работе в Баухаузе (в Веймаре и Дессау), где руководил переплётной мастерской, а затем мастерской живописи по стеклу. Клее разработал оригинальную теорию формообразования, основанную на представлении о единстве законов, управляющих процессами морфогенеза в природе и в художественном творчестве; изложил её в книге «Пути изучения природы» («Wege des Naturstudiums», 1923), вытекающие из неё методы построения динамически развивающейся формы обобщил в «Книге педагогических эскизов» («Рädagogisches Skizzenbuch», 1925). В 1924 Клее вступил в основанное В. В. Кандинским художественное объединение «Синяя четвёрка» (наряду с А. Г. Явленским и Л. Фейнингером).

Клeе (Klee) ПаульПериод работы в Баухаузе был временем наивысших творческих достижений Клее. В каждой из его композиций последовательно выдерживаются принципы системной организации, внутри которой возникают фигуративные образы как результат зрительной интерпретации формальных структур. «Параллельные фигурации» в работах Клее создают своего рода интерференцию: наложение визуальных элементов порождает несколько рядов иллюзорных образов-миражей («Комедия», 1921, галерея Тейт, Лондон; «Магический театр», 1923, Художественный музей, Берн; «Шут в трансе», 1929, Музей Людвига, Кёльн, и др.). Некоторые работы строятся на мотивах  восточного искусства - персидской миниатюры, керамики («Пейзаж с жёлтыми птицами», 1923, частное собрание, Швейцария; «Золотая рыбка», 1925, Кунстхалле, Гамбург).

Работы Клее наполнены историко-культурными аллюзиями. В них отразились познания художника в области мировой литературы, философии, мифологии, а также впечатления от путешествий. Так, в ветвящейся композиционной структуре полотна «Главный и окольные пути» (1929, Музей Людвига, Кёльн) отображено некое суммарное представление о природе и истории Египта. В картине «Ad Parnassum» (1932, Художественный музей, Берн) античные реминисценции сливаются с воспоминаниями о мозаиках Равенны и Венеции. «Открытая книга» (1930, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк) вызывает ассоциации с инкунабулой, с древними каменными плитами, хранящими таинственные письмена. Некоторые его абстракции задуманы как зрительные эквиваленты тональных и ритмических отношений в музыке («Перспектива комнаты с обитателями», 1921, Художественный музей, Берн; «Старинное звучание. Абстракция на чёрном фоне», 1925, Художественный музей, Базель).

В 1931 году Клее, покинув Баухауз, стал профессором дюссельдорфской Академии Художеств. В 1933 он вернулся в Берн. В последний период, несмотря на тяжёлое заболевание, много экспериментировал с техниками живописи, работал масляными, клеевыми, восковыми красками по джутовой, деревянной, бумажной основе. Картины этого времени отличаются предельной лаконичностью укрупнённых форм («Любовная песнь в новолуние», 1939, Художественный музей, Берн; «Голос из эфира», 1939, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др.). В работах, выполненных незадолго до смерти и проникнутых трагическими предчувствиями, форма редуцируется до нескольких росчерков чёрной краски, разрывающих, подобно трещинам, картинную плоскость («Смерть и огонь», 1940, Художественный музей, Берн).

Соч.: Über die moderne Kunst. Bern, 1945; Tagebücher, 1898-1918. Z., 1957; Form- und Gestaltungslehre / Hrsg. J. Spiller. [2. Aufl.], Basel, 1970. Bd 1-2; Briefe an die Familie. Кöln, 1979. Bd 1-2.

Лит.: Kahnweiler D. Н. Klee. Р.; L., 1950; Grohmann W. Р. Klee. [Stuttg.], 1954; Р. Klee: Leben und Werk in Dokumenten. Z., 1960; Geelhaar С. Р. Klee and the Bauhaus. Bath, 1973; Glaesemer J. Р. Klee: Handzeichnungen. Bern, 1973-1984. Bd 1-3; Geelhaar С. Р. Klee: Leben und Werk. Кöln, 1974; Plant М. Klee: figures and faces. L., 1978; Haxthausen С. W. Р. Klee: the formative years. N. Y.; L., 1981; Kagan A. А. Klee: art and music. N. Y., 1983; Jordan J. М. Р. Klee and cubism. Princeton; Guildford, 1984; Verdi R. Klee and nature. L., 1984; Шевалье Д. П. Клее. М., 1995.

В. А. Крючкова.