Клеман Рене

Клеман (Clément) РенеКЛЕМАН (Clément) Рене (18.3.1913, Бордо - 17.3.1996, Монте-Карло), французский кинорежиссёр. Изучал архитектуру в Высшей школе изящных искусств (Париж). В профессиональном кино дебютировал анимационным фильмом «Цезарь у галлов» (1931). Позднее как режиссёр и оператор снимал документальные фильмы, от созданных на экзотическом материале («На пороге ислама», 1936; «Запретная Аравия», 1937) до всё более близких к повседневной действительности («Сортировочная», 1938; «Те, что на рельсах», 1942; «Большая пастораль», 1943). В годы 2-й мировой войны в рядах французских железнодорожников участвовал в Движении Сопротивления, что способствовало созданию полнометражной эпопеи «Битва на рельсах» (1945, главная премия Международного  кинофестиваля в Канне), основанной на реальных событиях; к съёмкам широко привлекались участники недавних боёв с оккупантами. Этот фильм открыл «славное десятилетие», когда Клеман поставил свои главные картины. «Проклятые» (1947, премия Международного  кинофестиваля в Канне) - исследование моральной деградации нацистских моряков-подводников. «Стены Малапаги» (в отечественном прокате - «У стен Малапаги», 1948 года, совместно с Италией, премия Международного  кинофестиваля в Канне, премия «Оскар») - опыт соединения традиции французского «поэтического реализма» с эстетикой итальянского неореализма. В фильме «Запрещённые игры» (1952, главная премия Международного  кинофестиваля в Венеции, премия «Оскар») драматические события войны преломляются через восприятие осиротевшей девочки, недетские игры в «смерть» и похороны мёртвых животных на старой мельнице. Ироничная комедия «Господин Рипуа» (1954, совместно с Великобританией, премия Международного  кинофестиваля в Канне) исследует психологию современного Дон Жуана, француза, оказавшегося в послевоенном Лондоне. «Жервеза» (1956, по роману Э. Золя «Западня», премия Международного  кинофестиваля в Венеции) стала одной из наиболее близких стилистике литературы натурализма экранизаций. В дальнейшем Клеман возвратился к военной тематике. В фильме «День и час» (1963, совместно с Италией) история любви француженки и американца показана на фоне Движения Сопротивления. «Горит ли Париж?» (1966, совместно с США) - хронометрированная по часам и минутам грандиозная кинофреска спасения и освобождения столицы Франции. Снимая за рубежом, Клеман иногда использовал зрелищный экзотический материал («Плотина на Тихом океане», 1957, по М. Дюра, Италия - США), работал в комедийно-сатирическом ключе («Как радостно жить!», 1961, Италия), но чаще всего обращался к детективно-криминальным историям. В этом ряду выделяются фильмы: «На ярком солнце» (1960; по П. Хайсмит, совместно с Италией) - своего рода анатомия бездуховности определённой части молодого поколения и «Бег зайца по полям» (1972, по сценарию С. Жапризо), где звучит экзистенциальный мотив неотвратимости судьбы. «Большая независимая премия» за вклад в киноискусство Международного кинофестиваля в Канне (1952).

Реклама

Лит.: Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. М., 1960; Farwagi А. R. Clément. Р., 1967; Турицын В. Р. Клеман. М., 1978.

В. Н. Турицын.