Клеонид

КЛЕОНИД (Кλεονείδης), условное имя автора трактата «Введение в гармонику» (не ранее 2 века), прежде приписывавшегося Евклиду. «Введение в гармонику» - ценный и широко распространённый памятник древнегреческой теории музыки (согласно Т. Матисену, сохранился в 49 списках), представляет собой целостную компиляцию гармоники (т. е. учения о гармонии) Аристоксена, в том числе тех её частей, которые ныне утрачены. Проблематика трактата: музыкальный  звук (главным образом определённой высоты), интервал (учение о консонансе и диссонансе), род мелоса (диатоника, хроматика, энармоника - всего 6 «оттенков»), звукоряд (в том числе полный, смотри Совершенная система; особенно важна систематическая классификация видов [εϊδη], или форм [σχήματα], октавы, предположительно впервые в истории - с названиями, производными от этнонимов: дорийский, фригийский, лидийский и др.), «тон» (учение о ладах, различаемых по относительному высотному положению всех звукоступеней системы, в оригинале - по «месту голоса», с центральной для модального лада функцией [δύνα- μις] месы), метабола (учение о смене рода, лада, характера [ήθος] - возбуждённого, печального и спокойного), мелопея (краткая классификация мелодических структур). Материал трактата стал общим местом в трудах античных (Алипий, Аристид Квинтилиан, Бакхий, Бриенний и др.) и (в особенности учение о «видах консонанса» [species consonantiarum]) средневековых писателей о музыке.

Соч.: Введение в гармонику / Пер. Г. А. Иванова // Филологическое обозрение. 1894. Т. 7. Кн. 1-2; Musici scriptores Graeci / Ed. К. von Jan. Lipsiae, 1895; Introductio harmonica // Euclidis opera omnia. Lpz., 1916. Vol. 8; Harmonie introduction // Source readings in musical history / Ed. О. Strunk, L. Treitler. N. Y., 1998. Vol. 1; Гармоническое введение / Пер. А. В. Русаковой // От Гвидо до Кейджа. М., 2006.

Лит.: Mathiesen Т. Apollo’s lyre. Lincoln; L., 1999.

С. Н. Лебедев.