Клер Рене

КЛЕР (Clair) Рене (настоящая фамилия Шомет, Chomette) (11.11.1898, Париж -15.3.1981, Нёйи-сюр-Сен), французский режиссёр. Участвовал в 1-й мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В 1920 дебютировал как актёр в фильме-балете Л. Фуллер «Лилия жизни» (1920). Снимался в сериалах Л. Фёйада («Сиротка», «Паризетта») и фильмах Я. А. Протазанова («Смысл смерти», «За ночь любви»). Был ассистентом режиссёра Ж. Баронселли. Первая самостоятельная режиссёрская работа - фантастическая комедия «Париж уснул» («Дьявольский луч», 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был и автором сценария. Короткометражный фильм «Антракт» (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля «Представление отменяется» («Релакс», сценарий Ф. Пикабиа, музыка   Э. Сати, балетмейстер Ж. Бёрлин). Фильмы «Призрак Мулен Ружа» и «Воображаемое путешествие» (оба 1925) строились на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер  широко пользовался приёмами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками, что роднило его с авангардистами. Лучшая картина немого периода - «Соломенная шляпка» по Э. Лабишу (1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям.

Реклама

Клер (Clair) РенеС 1930-х годов в творчестве Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая. В своём первом звуковом фильме «Под крышами Парижа» (1930) Клер  широко использовал музыкальные  лейтмотивы (фильм связан с традицией парижской уличной песенки) и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил канвой для создания стилизованной картины жизни «маленьких людей». К той же линии принадлежат фильмы «Миллион» (1931), где сильны также пародийные и сатирические акценты, и «14 июля» (1933). В центре фильма «Свободу нам!» (1932) - противопоставление механического труда на конвейере в сценах на фабрике и иронически стилизованной «естественной жизни» в сценах на лоне природы. В фильме «Последний миллиардер» (1934, премия Международного  кинофестиваля в Москве) Клер высмеивал буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-иронической направленностью отличались и два фильма, поставленные Клером в Великобритании («Призрак едет на Запад», 1935; «Ошеломляйте новостями», 1938). В 1940-46 Клер жил в США, где поставил несколько фильмов; наибольший интерес представляет комедия «Я женился на ведьме» (1942), в которой характерные для режиссёра фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами против американского образа жизни.

Во Франции Клер поставил фильм «Молчание - золото» (1947) - ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме «Красота дьявола» (1950) - современном варианте легенды о Фаусте - ставился вопрос, способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм «Ночные красавицы» (1952) в форме пародии на фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость» рассказывал о мечтательном, не приспособленном к жизни композиторе. В фильме «Большие манёвры» (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающую лёгкую любовную интрижку в серьёзное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих фильмах, ярко проявилось актёрское дарование Ж. Филипа. Фильм «Порт де Лила» (1957, в отечественном прокате - «На окраине Парижа») продолжил тему поэтизации жизни «маленьких людей», вытесненных буржуазным обществом. В фильме «Всё золото мира» (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать всё, что попадает им в руки. Творчество Клера завершает «костюмная» комедия «Галантные празднества» (1965, в отечественном прокате - «Праздники любви»). В 1971 году вышла его пьеса «Странное творение небес», в 1976 году - сборник рассказов «Игра случая».

В 1960 Клер первым из кинематографистов был избран членом Французской академии. Юбилейная премия Международного  кинофестиваля в Москве (1979). Награждён орденом Почётного легиона.

Лит.: Bourgeois J. R. Clair. Gen., 1949; Mitry J. R. Clair. Р., 1960; Amengual В. R. Clair. Р., 1963; Брагинский А. В. Р. Клер. М., 1963; Charensol G., Régent R. 50 ans de cinéma aves R. Clair. Р., 1979; Божович В. И. Р. Клер. М., 1985; Dale R. The films of R. Clair. N.Y.; L., 1986. Vol. 1-2; Billard Р. Le mystère R. Clair. Р., 1998; Негре N. La film dans le texte l’œuvre écrite de R. Clair. Р., 2001.

В. И. Божович.