Клерон

Клерон КЛЕРОН (Clairon) (настоящая имя и фамилия Клер Жозеф Лерис, Leris; сама Клерон называла себя Клер Ипполит Лерис де Латюд, Leris de La Tude; впоследствии сложился псевдоним Ипполита Клерон) (25.1.1723, Конде-сюр-л’Эско - 29.1.1803, Париж), французская актриса. Дочь сержанта и лодочницы. Дебютировала в «Комеди Итальенн» (Париж) в 1736 году. В том же году была приглашена в Руан, где работала 4 года; затем играла в Лилле, Дюнкерке и др. С марта 1743 в Королевской академии музыки и танца (Париж). В 1743 Клерон с огромным успехом дебютировала в «Комеди Франсез», сыграв Федру в одноимённой трагедии Ж. Расина (что позволило ей через месяц стать пайщицей первого государственного театра Франции). Непримиримая соперница Дюмениль, одна из крупнейших актрис своего времени; испытав влияние Вольтера и А. Л. Лекена, Клерон участвовала в реформе сценического стиля «Комеди Франсез». Отличалась необыкновенной тщательностью в работе над каждым стихом, интонацией, жестом. Выстраивая рисунок роли, учитывала психологию и индивидуальность героини, что разрушало устоявшиеся штампы формальной мелодической интонации при исполнении классицистических трагедий. Реформировала сценический костюм и грим, внеся в них исторические, этнографические и психологические характеристики. Лучшие роли сыграла в трагедиях Вольтера: Электра («Орест»), Идаме («Китайский сирота»), Аменаида («Танкред»), Д. Дидро воспел её искусство в диалоге «Парадокс об актёре» («Paradoxe sur le comédien», 1773-78, изд. 1830). На протяжении всей жизни Клерон боролась за социальные права и положение актёров. Уйдя со сцены в 1766 году, занималась педагогической деятельностью.

Соч.: Memoire et reflexions sur l’art dramatique. Р., 1799.

Лит.: Concourt Ed. Mademoiselle Clairon. Р., 1890; История западноевропейского театра. М., 1957. Т. 2; Jaubert J. Mademoiselle Clairon: comédienne du roi. Р., 2003; История зарубежного театра. СПб., 2005.

Е. А. Дунаева.