Клейма иконные

КЛЕЙМА ИКОННЫЕ, небольшие законченные композиции на краях иконы, образующие цикл, тематически соотнесённый со значительно более крупной центральной частью иконы (средником). Клейма прямоугольной формы обычно обрамляют средник со всех 4 сторон, реже размещаются под и/или над ним либо по обеим сторонам от него (в иконах житийных, «праздников», Страстей Христовых, чудотворных образов, деяний Святой Троицы, акафиста - например, «Похвала Богоматери с акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, конца 14 века, и др.).

В византийской иконописи клеймам предшествовали фризообразные композиции на продолговатых досках-темплонах, появившиеся в связи с составлением и переработкой сборников Четьих-Миней с житиями святых в 9-11 веках. Иногда житийные композиции размещались на боковых створках триптиха. По средневековой традиции клейма читались слева направо по рядам. Позднее порядок чтения мог усложняться: горизонтальное чтение (по рядам) иногда сочеталось с вертикальным (по столбцам). Нижний ряд обычно завершается сценой успения (у мучеников - казни) или погребения («Св. Екатерина с житием в 12 клеймах», начало 13 века, монастырь Святой Екатерины на Синае). Большое распространение клейма иконные получили в русской иконописи, отчасти заменяя фресковые циклы, отсутствующие в деревянных храмах. Стремление к полноте повествования привело в 16-17 веках к созданию икон с большим количеством клейм иконных, размещённых в 2 и более рядов и столбцов («Преподобные Зосима и Савватий, с житием в 56 клеймах», 1550-60-е годы, ГИМ; рама от иконы «Св. Власий, епископ Севастийский, с житием в 58 клеймах», конец 17 - начало 18 века, Ярославский художественный музей, и др.). Несмотря на появление в середине 17 века нового типа икон, когда сцены жития располагали в едином пространстве с монументальной фигурой святого, композиция со средником и клеймами остаётся главным типом житийной иконы.

Реклама

Клейма иконные

Икона «Святой Сергий Радонежский с 30 клеймами». Сер. 17 в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Москва).

Лит. смотри при статьях Икона, Иконопись.