Клейст Генрих

Клейст (Kleist) ГенрихКЛЕЙСТ (Kleist) Генрих (Бернд Генрих Вильгельм) фон (18.10.1777, Франкфурт-на-Одере - 21.11.1811, Ванзе), немецкий писатель. Из старого прусского дворянского рода. С 1792 служил в прусской гвардии; принимал участие в Рейнском походе (1794). В 1799 вышел в отставку, изучал математику, философию, физику и право в университете Франкфурта-на-Одере; испытал влияние философии И. Канта, которая привела его к мысли о тщетности человеческих попыток познать мир. В 1800-03 во время путешествий по Европе познакомился с И. В. Гёте, Ф. Шиллером, К. М. Виландом, Г. Цшокке. В 1805-06 чиновник в Кёнигсберге. В 1807 жил в Дрездене, где издавал (совместно с политическим философом А. Мюллером) журнал «Phöbus» (1808); в 1810 вернулся в Берлин, с 1810 выпускал газету «Berliner Abendblätter». Удручённый бедностью и неудачами при попытках добиться признания, покончил с собой.

Основу творческого наследия Клейста составляют пьесы и прозаические новеллы. В центре внимания Клейста - одного из крупнейших представителей немецкого романтизма - трагическое в своей неразрешимости противоречие между иррациональной природой человека и несправедливыми общественными установлениями. Первая пьеса Клейста - «трагедия рока» «Семейство Шроффенштейн» («Die Familie Schroffenstein», 1803). Одновременно с ней Клейст писал трагедию на военно-политическую тему «Роберт Гискар» («Robert Guiskard», 1802-03, сохранилась частично), в которой отразилось его сложное отношение к Наполеону I Бонапарту. Единственная пьеса, поставленная при жизни Клейста (И. В. Гёте в Веймаре, 1808; успеха не имела), - комедия «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», 1803-06), близкая по сюжету к народным масленичным фарсам. В комедии «Амфитрион» («Amphitryon», 1807) Клейст  создал вольное переложение одноимённой комедии Мольера. В 1808 году завершены трагедия «Пентесилея» («Penthesilea») о любви-ненависти королевы амазонок к Ахиллу, в которой античность предстала как эпоха неукротимых страстей и демонических характеров (экзальтированность трагедии шокировала современников, в том числе Гёте); романтичная рыцарская драма «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» («Das Кäthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe»), свидетельствующая о заметном усилении мистических настроений Клейста, а также трагедия «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht») на актуальную политическую тему борьбы против французской оккупации. В основе психологической драмы «Принц Фридрих Гомбургский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810) - конфликт мечты и реальности: Клейст  пытается найти примирение между своеволием романтичного героя и надличными военно-государственными и правовыми традициями.

Реклама

Убеждённость в слабости человеческого разума, его неспособности проникнуть в тайны судьбы отразилась и в новеллах Клейста 1810-11, разнообразных по характеру и сюжету [напряжённо-драматичная «Маркиза д’О.» («Die Marquise von О...»), детективная «Землетрясение в Чили» («Das Erdbeben in Chili»), мистическая и фаталистическая «Локарнская нищенка» («Das Bettelweib von Locarno») и «Обручение на Сан-Доминго» («Die Verlobung in St. Domingo») и др.], но всегда отмеченных необычным для того времени лаконизмом стиля, стремительностью развития действия. Лучшее прозаическое произведение Клейста - стилизованная под историческую хронику 16 века новелла «Михаэль Кольхаас» («Michael Kohlhaas»), в которой поставлены вопросы справедливости и законности, вины и наказания, бунта и религиозного смирения. Среди эссе на литературно-художественные темы выделяется «О театре марионеток» («Über das Marionettentheater», 1810), в котором Клейст  сформулировал ставший знаменитым парадокс несовместимости грации и сознания. Творчество Клейста в 19 веке было малоизвестно. Первое собрание его сочинений издал в 1826 году Л. Тик. Лишь в 20 веке оно было оценено по достоинству, оказав влияние на многие литературные направления (в том числе на экспрессионизм).

Соч.: Werke / Hrsg. Е. Schmidt. Lpz.; W., 1904. Bd 1-5; Собр. соч.: В 2 т. П.; М., 1923; Пьесы. М., 1962; Драмы. Новеллы. М., 1969; Избранное. М., 1977; Sämtliche Werke und Briefe / Hrsg. Н. Sembdner. 2. Aufl. Мünch., 1993. Bd 1-2; Обручение на Сан-Доминго. СПб., 2000.

Лит.: Kreutzer Н. J. Die dichterische Entwicklung Н. von Kleist. В., 1968; Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Blocker G. Н. von Kleist oder Das absolute Ich. Fr./М., 1983; Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987; Н. von Kleist: Studien zu Werk und Wirkung / Hrsg. D. Grathoff. Opladen, 1988; Allan S. The plays of Н. von Kleist: ideals and illusions. Camb.; N. Y., 1996; Kleists Dramen / Hrsg. W. Hinderer. Stuttg., 1997; Schmidt J. Н. von Kleist: die Dramen und Erzählungen in ihrer Epoche. Darmstadt, 2003; Griffiths Е. Political change and human emancipation in the works of Н. von Kleist. Rochester, 2005; Bisky J. Kleist: eine Biographie. В., 2007; Kraft Н. Kleist: Leben und Werk. Мünster, 2007; Kleist-Bibliographie / Hrsg. G.Emig, А. Pielenz. Heilbronn, 2007. TI 1.

А. В. Ерохин.