Климент Охридский

КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ (около 835/840 - 916, Охрид, ныне на территории Македонии), епископ Величский (Дремвицкий, Драговичский, Словенский), просветитель, ученик и последователь Кирилла и Мефодия, создатель охридской книжной школы.

Согласно агиографическим источникам (не всегда надёжным), Климент Охридский входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е годы главой славянской архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в монастыре Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Климент Охридский сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского святого Климента I, при обретении мощей которого в Корсуни (Херсонесе) он присутствовал. После смерти Кирилла Климент Охридский вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия Климент Охридский совместно с другим учеником Мефодия Гораздом защищал славянское богослужение от нападок немецкого духовенства, за что в конце 885 в числе учеников славянских просветителей подвергся гонению.

Реклама

Климент Охридский

Климент Охридский. Икона из церкви Святого Климента в Охриде. 14 век.

В 886 Климента Охридского и его спутников охотно принял болгарский князь Борис I и вскоре отправил Климента Охридского в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар славянской письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греческий язык как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный Климентом Охридским близ Охрида монастырь Святого Пантелеймона. Источники сообщают о тысячах учеников Климента Охридского. В 893 на церковно-народном соборе, созванном болгарским царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято официальное решение о смене литургического языка. Тогда же (893-894) состоялась епископская хиротония Климента Охридского (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).

Климент Охридский писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что Климент Охридский был создателем кириллицы, маловероятно. Его литературная и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с другими ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Константином Преславским и Наумом Охридским. В результате не позднее середины 910-х годов в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, включающего литургические, гомилетические и агиографические тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Наиболее значителен вклад Климента Охридского в развитие славянской гомилетики и гимнографии. Сохранилось не менее 16 похвальных и учительных слов с его именем в заглавии, общее же число атрибутируемых ему с разной степенью вероятности сочинений этих жанров приближается к 100. Ряд учительных слов Климента Охридского представляют собой образцы проповедей к разным праздникам и к дням памяти святых. В последней четверти 20 - начале 21 века было выявлено большое количество (не менее 50) оригинальных гимнографических сочинений Климента Охридского для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в том числе установлено авторство Климента Охридского в отношении одной из редакций Минеи общей (сборника служб отдельным ликам святых).

На рубеже 10-11 веков переводы и оригинальные сочинения Климента Охридского попали на Русь. Его гимнографические и гомилетические сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших средневековых славянских, в том числе русских, авторов.

Почитание Климента Охридского началось вскоре после его смерти, когда его учениками были написаны служба ему, стилистически чрезвычайно близкая к гимнографическим творениям самого Климента Охридского, и житие (не сохранилось). На протяжении 11-14 веков создавались греческие службы Клименту Охридскому, позднее переведённые на славянский язык. Мощи Климента Охридского были перенесены из разрушенного собора монастыря Святого Пантелеймона в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде. Климент Охридский особо почитается в современной Болгарии и Македонии, его именем названы университеты и библиотеки. Дни памяти Климента Охридского - 27 июля (9 августа) (по календарю Русской православной церкви), 27 июля (9 августа) и 25 ноября (8 декабря) (по календарю Болгарской православной церкви); в Римско-католической церкви - 27 июля.

Соч.: Събрани съчинения. София, 1970-1973. Т. 1-3; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски. Живот и творчество. София, 1988. С. 160-169; Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих святого Климента, архиепископа Охридского. М., 2006. С. 39-211.

Лит.: Туницкий Н. Л. Святой Климент, епископ Словенский. Его жизнь и просветительская деятельность. Сергиев Посад, 1913; он же. Материалы для истории, жизни и деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия. Сергиев Посад, 1918; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000; Климент Охридский: библиография, 1945-1980. София, 1980.

Е. М. Верещагин.