Климент Смолятич

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (? - не ранее 1164), митрополит Киевский (1147-49, 1151-1155, 1159), писатель.

Происхождение Климента Смолятича дискуссионно. Традиционно он считается выходцем из Смоленского княжества, подвизавшимся в Успенском монастыре в городе Заруб, под Киевом. Однако польский исследователь А. Поппэ предложил толковать определение «смолятич» как отчество («сын или внук Смоляты»), а слово «заруб» - как затвор, в том смысле, что до поставления на митрополию Климент Смолятич подвизался в великой схиме и вёл жизнь затворника. Обширные познания Климента Смолятича в области богословия и церковного права, владение греческим языком, ссылки на сочинения Аристотеля, Гомера, Платона позволяют предположить, что он получил образование в Византии.

Климент Смолятич был возведён на киевскую митрополичью кафедру 27.7.1147 собором русских епископов по инициативе киевского князя Изяслава Мстиславича без согласования с патриархом Константинопольским. Решение Изяслава Мстиславича было продиктовано, с одной стороны, тем, что уехавший в 1145 в Византию митрополит Киевский Михаил II так и не вернулся в Киев, а с другой - неурядицами в самом Константинопольском патриархате. Согласно Ипатьевской летописи, на соборе 1147 присутствовали 5 епископов (Онофрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимиро-Волынский), по данным Лаврентьевской летописи, Рогожского летописца и ряда других летописей - 6 (к 5 названным в этом случае, вероятно, следует добавить либо Иоакима Туровского, либо Косму Полоцкого). Ряд иерархов Русской церкви (Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский) выразили несогласие с поставлением Климента Смолятича без санкции патриарха Константинопольского.

Реклама

Выступая против греческого влияния на Русскую церковь, Климент Смолятич рядом посланий светским и духовным владыкам пытался преодолеть наметившийся после его поставления церковный раскол и привлечь к себе новых сторонников. В период обострения борьбы между Изяславом Мстиславичем и ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким, после занятия последним киевского стола Климент Смолятич находился в изгнании во Владимиро-Волынском княжестве (1149-51). В марте 1155 года, после того как князь Изяслав Давидович уступил киевский стол Юрию Долгорукому, Климент Смолятич бежал из Киева во Владимир-Волынский. Новый митрополит Киевский Константин I предал Климента Смолятича анафеме, признал недействительными его решения, сместил всех поставленных им епископов и запретил к служению рукоположенных им священников и диаконов. Климент Смолятич вернулся к управлению Киевской митрополией в январе - марте 1159 при князе Мстиславе Изяславиче. В марте 1159 русские князья во избежание раскола в Русской церкви договорились не признавать ни Климента Смолятича, ни Константина I, а просить патриарха Константинопольского Луку Хрисоверга назначить нового митрополита. После смерти назначенного патриархом митрополита Феодора в 1163 Климент Смолятич выдвигался кандидатом на митрополичью кафедру киевским князем Ростиславом Мстиславичем, но не получил поддержки в Константинополе.

По свидетельству летописцев, Климент Смолятич был «книжником и философом таким, какого на Русской земле не бывало». Он является автором «Послания... Фоме прозвитеру». Снимая с себя упрёки в честолюбии, желании славы и нарушении традиций, в которых обвинял его смоленский священник Фома, Климент Смолятич в этом послании демонстрирует блестящее владение аллегорическим методом толкования библейского текста. Его творчество свидетельствует о том, что древнерусская литература восприняла традиции византийской книжности. Считается, что Клименту Смолятичу принадлежит авторство ответов на ряд вопросов (21, 30, 38, 43, 101-й) древнерусского книжника Кирика Новгородца. Высказывалось предположение, что Климент Смолятич был автором поучений «Слово о любви Климово» и «В субботу сыропустную память творим святых отец».

Соч.: Послание митрополита Климента к Смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. / Сост. Х. М. Лопарев. СПб., 1892; Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980. С. 283-289; Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4. С. 118-141.

Лит.: Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892; он же. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. 1. К вопросу о неизданном поучении митрополита Климента Смолятича // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1897. Т. 2. Кн. 1; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-XII вв. СПб., 1913. СПб., 2003; Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1970. Т. 25; Творогов О. В. Климент Смолятич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х- XIII вв. М., 1989; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI-XIII в.: Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992; она же. Климент Смолятич // Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь. М., 1996; Maкарий (Булгаков), митрополит История Русской церкви. М., 1995. Кн. 2; Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. Т. 1.

Л. А. Ольшевская, П. В. Понырко, А. П. Пятнов, С. Н. Травников.