Климт Густав

КЛИМТ (Klimt) Густав (14.7.1862, Баумгартен, близ Вены - 6.2.1918, Вена), австрийский живописец и рисовальщик. Сын гравёра Эрнста Климта (Старшего). Учился в венской Школе художественных ремёсел у Ф. Лауфбергера и Ю. В. Бергера. В ранний период творчества Климт вместе с братом Эрнстом (1864-92) и Ф. фон Мачем исполнял декоративные росписи (Национальный театр в Бухаресте, 1885; венский «Бургтеатер», 1888, и др.). В живописных панно, украшающих лестницу Художественно-исторического музея в Вене (1891), в серии малоформатных аллегорий 1890-х годов проявились влияния символизма, особенно живописи Ф. Кнопффа, Я. Т. Торопа, графики О. Бёрдсли («Любовь», 1895, Художественно-исторический музей, Вена).

Климт (Klimt) ГуставВ 1897 году Климт избран президентом объединения Сецессион, сыгравшего определяющую роль в становлении венского югендстиля (смотри Модерн). В 1899-1907 по заказу Министерства образования им были выполнены 3 монументальных панно для украшения актового зала Венского университета («Философия», «Медицина» и «Юриспруденция»; погибли в 1945). Картины, в которых пессимистическое мироощущение художника сочеталось с эротикой, а новизна формы проявилась в асимметричных, неуравновешенных композициях, в противопоставлении плотных сплетений человеческих тел и пространственных пустот, вызвали скандал и были отвергнуты заказчиками. Этапным произведением Климта стал «Бетховенский фриз» (1902) для здания Сецессиона. Роспись, тянущаяся непрерывной полосой вдоль трёх стен, задумана как образно-аллегорическое претворение финальной части 9-й симфонии Л. ван Бетховена. Сильно вытянутые плоскостные фигуры располагаются в ритме, соответствующем изменениям музыкального темпа. Акцентируя контур, Климт следует канонам искусства Византии, Древнего Египта, греческой архаики, одновременно достигает самостоятельной, «мелодической» выразительности линии. Активность орнаментики усиливается блеском золотых и серебряных красок, рельефной проработкой узоров. В этой работе предстаёт вполне сложившимся «золотой стиль» зрелого Климта, который проявился также в мозаиках, украшающих обеденный зал дворца Стокле в Брюсселе (1909-11), и в станковой живописи мастера.

Реклама

Климт (Klimt) ГуставХарактерная особенность картин 1900-х годов - сочетание объёмной моделировки лиц, рук, обнажённых частей тела с плоскостной декоративностью золотых и орнаментальных зон, наслаивающихся на фигуру («Юдифь I», 1901, Австрийская галерея, Вена; «Саломея», 1909, Музей современного искусства, Венеция). Разнотипные узоры (скручивающиеся спирали, разбегающиеся завитки, россыпи цветов, ленточные арабески, шахматный ритм чёрных прямоугольников) образуют вязь абстрактных мотивов, в разрывах которой проступают фрагменты натуралистически трактованных фигур («Три возраста», 1905, Национальная галерея современного искусства, Рим; «Поцелуй», 1907-08, Австрийская галерея). В женских портретах Климта доминирует поток орнаментальных ритмов, пробегающих волной по сильно вытянутому вертикальному формату (портрет Эмилии Флёге, 1902, Художественно-исторический музей, Вена; портреты Адели Блох-Бауэр, 1907 и 1912, Австрийская галерея, и др.).

В 1905 Климт вышел из Сецессиона и основал Союз австрийских художников (1906). Путешествовал по Европе (1909); в Мадриде и Париже познакомился с картинами Эль Греко и фовистов, оказавшими на него большое влияние. В 1910-х годах «золотой стиль» сменяется напряжённой экспрессией в трактовке символического содержания («Девушка», 1912-13, Национальная галерея, Прага; «Адам и Ева», 1917-18, Австрийская галерея). Значительное место в творчестве Климта занимают пейзажи, в которых его стиль эволюционировал от неоимпрессионизма к декоративной мозаичности, типичной для модерна («Дворец у воды», 1908, Национальная галерея, Прага; «Аллея в парке», 1912, Австрийская галерея, и др.). Почетный член мюнхенской (1906), дрезденской (1916) и венской (1917) Академии Художеств.

Лит.: Novotny F., Dobai J. G. Klimt. 2. Aufl. Salzburg, 1975; Nebehay С. М. G. Klimt: sein Leben nach zeitgenössischen Berichten und Quellen. Мünch., 1976; idem. G. Klimt: from drawing to painting. L., 1994; Strobl А. G. Klimt: die Zeichnungen. Salzburg, 1980-1989. Bd 1-4; Coradeschi S. Tout l’œuvre peint de Klimt. Р., 1983; Partsch S. Klimt: life and work. L., 1989; Whit ford F. G. Klimt. L., 1990; Сармани-Парсонс И. Г. Климт. М., 1995; Пере Ж. Г. Климт. М., 2000; Frodl G. Klimt, Beethovenfries. W., 2002; Светлов И. Е. Г. Климт. [2-е изд.]. М., 2007; Hofmann W. G. Klimt und die Wiener Jahrhundertwende. Hamb., 2008.

В. А. Крючкова.