Клингер Макс

КЛИНГЕР (Klinger) Макс (18.2.1857, Лейпциг - 4.7.1920, Гросьена, близ Наумбурга), немецкий живописец, скульптор, график. Учился в Академии Художеств в Карлсруэ (1874-1875) у К. Гуссова, в Академии Художеств в Берлине (1876); у Э. Ш. Ваутерса в Брюсселе (1879). В 1883 и 1885-86 годах посетил Париж, в 1888-93 жил в Риме. Один из создателей Общества берлинских художников (1892), член венского Сецессиона (1897). Член мюнхенской (1891) и берлинской (1894) Академии Художеств, профессор Академии графических искусств в Лейпциге (1897).

Клингер (Klinger) МаксВ ранних работах на античные и литературные сюжеты («Смерть Цезаря», 1879, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Суд Париса», 1885-87, Художественно-исторический музей, Вена) сказалось влияние академической живописи. Его картины нередко - как и работы А. Бёклина - населены аллегорическими или фантастическими существами («Морской бог в волне прибоя», 1884-85, Кунстхалле, Гамбург); театрализованные сцены у Клингера своей холодной натуралистичностью и академической выписанностью напоминают образы Х. фон Маре и А. Фейербаха. Ряд картин («Горное ущелье», 1884, «Летний пейзаж», 1884-85, обе - Кунстхалле, Гамбург) построен по принципу удлинённого панно, подчиняющего композицию определённому ритмическому рисунку.

Реклама

Как и других мастеров символизма, Клингера привлекала тема смерти; он решал её в аллегорических образах. Под влиянием художников Возрождения были созданы полотна «Надгробный плач» (1890, КГ, Дрезден) и «Распятие» (1890, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Характерная для символистов тема мифа о «золотом веке» человечества получает развитие в работах Клингера «Голубой час» (1890, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Источник» (1891-92, КГ, Дрезден), в триптихе «Воспоминание о Париже» (1908, Художественно-исторический музей, Вена). Фигуры юношей и девушек в пейзаже, то застывшие в неподвижности, то словно плывущие в медленном танце, призваны олицетворять у Клингера красоту воображаемого мира. Ритмика контуров, распределение цветовых пятен играют значительную роль в декоративно-плоскостном решении композиций. В триптихе «Христос на Олимпе» (1897, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), где живопись сочетается со скульптурными орнаментальными деталями, нашла выражение идея синтеза различных видов искусств, занимавшая важное место в эстетике символизма.

Клингер (Klinger) МаксИдея пластической выразительности цвета, поиск новой изобразительной формы проявились и в скульптуре Клингера. Он использовал сочетания различных видов мрамора, золото, слоновую кость, раскраску («Бетховен», 1899-1902, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Брамс», 1909, Зал музыки, Гамбург). В плавных линиях фигур мифологических персонажей, полихромии мрамора («Новая Саломея», 1893,«Кассандра», 1895, обе - Музей изобразительных искусств, Лейпциг, и др.) проявился декоративный талант художника. Клингер постоянно работал в графике (серии акватинт), исполнял афиши для выставок венского Сецессиона, в которых сам принимал участие. Художник вошёл в историю европейского искусства как один из ярких представителей раннего югендстиля (стиля модерн).

Соч.: Malerei und Zeichnung, Tagebüchaufzeichnungen und Briefe / Hrsg. А. Нübscher. 2. Aufl. Lpz., 1987.

Лит.: Dückers А. М. Klinger. В., 1976; М. Klinger: Leben und Werk in Daten und Bildern. Fr./М., 1976; М. Klinger: Wege zum Gesamtkunstwerk. Mainz am Rhein, 1984; Winkler G. М. Klinger. Lpz., 1984; М. Klinger und die Musik. Fr./М., 1993. Bd 1-2; М. Klinger: auf der Suche nach dem neuen Menschen. Lpz., 2007.

Е. Д. Федотова.