Клопшток Фридрих Готлиб

КЛОПШТОК (Klopstock) Фридрих Готлиб (2.7.1724, Кведлинбург - 14.3.1803, Гамбург), немецкий поэт. Изучал богословие и филологию в Йене и Лейпциге (1745-1748). В 1751-70 жил в Копенгагене, после 1770 - в Гамбурге. В 1748 опубликовал три первые песни религиозной эпической поэмы в гексаметрах «Мессиада» («Messias», Т1 1-4, 1748-73; русский прозаический перевод А. М. Кутузова, 1785-87; стихотворный перевод С. И. Писарева, 1868), созданной под воздействием эпоса Дж. Мильтона, а также литературных теорий И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера. Рассказывая историю спасения человеческого рода, Клопшток в целом следует идеям пиетизма; некоторые темы трактованы в духе «чувствительности» (образ демона Аббадоны, который раскаивается в своём падении, проливает потоки покаянных слёз и получает прощение). Поэма отличается лиризмом, вниманием к внутренней жизни и переживаниям героев. Сочетание патетики и чувствительности характерно и для лирики Клопштока: сборники «Духовные стихотворения» («Geistliche Lieder», Tl 1-2, 1758-69), «Оды и элегии» («Oden und Elegien», 1771), «Оды» («Oden», 1771). Клопштоку принадлежат также трагедии на библейские сюжеты: «Смерть Адама» («Der Tod Adams», 1757, русский перевод 1807), «Соломон» («Salomo», 1764) и «Давид» («David», 1772); драматическая трилогия о древних германцах: «Битва Германа» («Hermanns Schlacht», 1769), «Герман и князья» («Hermann und die Fürsten», 1784) и «Смерть Германа» («Hermanns Tod», 1787).

Реклама

Свои мечты о возрождении немецкой словесности Клопшток изложил в незаконченном сочинении «Немецкая республика учёных» («Die deutsche Gelehrtenrepublik», 1774). В работах по поэтике [«Мысли о природе поэзии» («Gedanken über die Natur der Poesie», 1759), «О языке поэзии» («Von der Sprache der Poesie», 1760), «Об изображении» («Von der Darstellung», 1779) и др.] Клопшток ратует за свободу поэтического творчества от правил, обосновывает право поэта на выражение собственных чувств, рассуждает о возрождении метров античной лирики.

Клопшток обогатил немецкую поэзию гексаметром, сложными стихотворными нерифмованными размерами и вольными ритмами, новыми формами. Эмоциональный, возвышенный, усложнённый стиль Клопштока оказал большое влияние на немецкую поэзию 19-20 веков; его творчество способствовало формированию движения «Буря и натиск». В России к творчеству Клопштока обращались В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер.

Соч.: Немецкие поэты в биографиях и образцах / Сост., редактор Н. В. Гербель. СПб., 1877. С. 68-73; Werke und Briefe / Hrsg. Е. Нöрker-Herberg u.а. В.; N.Y., 1974-2007-.

Лит.: Schneider К. L. Klopstock und die Erneuerung der deutschen Dichtersprache im 18. Jh. 2. Aufl. Hdlb., 1965; Zimmermann Н. Freiheit und Geschichte. F. G. Klopstock als historischer Dichter und Denker. 2. Aufl. Hdlb., 1987; Kohl К. F. G. Klopstock. Stuttg.; Weimar, 2000; Burkhardt G., Nicolai Н. Klopstock-Bibliographie. В.; N. Y., 1975.

А. В. Ерохин.