Клоунада

КЛОУНАДА, цирковой жанр. Состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады. Клоунада зародилась в 1700-е годы в лондонских театрах «Друри-Лейн», «Ковент-Гарден», «Сэдлерс-Уэллс», получила яркое воплощение в творчестве Дж. Гримальди и др. В цирке Ф. Астлея выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника. Во Франции на становление клоунады значительное влияние оказал Ж. Г. Дебюро. В 1830-40-х годах профессиональное мастерство клоунов достигло такого уровня, что позволило им занять самостоятельное место в цирковой программе: Ж. Б. Ориоль (Франция), Т. Кемп (Великобритания), Фортунелли (Италия), Кватлиц (Германия), Луи Виоль, Валериан Яковлев, Н. Я. Филиппов и др. (Россия). Этапным событием стало рождение в 1870-х годах клоунской маски Августа (Рыжего), а позднее и клоунских дуэтов Августа и Белого клоуна. Недалёкий, по-детски наивный и одновременно плутоватый Август достигал комической выразительности в общении со своим всегда элегантным и высокомерным партнёром - Белым. В ходе развития искусство клоунады дифференцировалось на различные амплуа: клоуны-буфф, ковёрные, клоуны-дрессировщики, музыкальные  клоуны, клоуны-мимы, клоуны-прыгуны и др.

Реклама

Становление русской клоунады связано с традицией празднично-обрядовых народных гуляний и с кукольным театром, в частности с Петрушкой. Важную роль сыграл также опыт скоморохов и потешников-балагуров, разыгрывавших небольшие сатирические пьески («Ермак», «Царь Ирод» и т. п.). Широкое распространение в балаганах середины 19 века получили арлекинады, содержание которых перекраивалось на русский лад.

В 1873 году братья Никитины открыли первый русский цирк, в котором средний из братьев - Аким - выступал как клоун в маске Ивана-дурака. Постепенно в России утвердились два клоунских амплуа - Рыжий и Белый. Новый этап развития жанра связан с их объединением в клоунский дуэт. Клоунада в России развивалась в основном не в сфере чистой развлекательности, а в русле сатирических традиций скоморохов и шутов. Наибольшее выражение критическая направленность получила в творчестве А. Л. Дурова (смотри Дуровы), С. С. Альперова (смотри Альперовы), дуэта Бим-Бом.

Жанр клоунады накопил множество специфических приёмов и средств выразительности, прибегая к утрированию, гиперболизации, преображению: клоун может трансформироваться в женщину, грудного ребёнка, балерину, короля и т.д. Среди типичных комических приёмов: использование средств, непригодных для достижения цели (Рыжий кормит младенца молоком из десятилитровой бутылки); употребление вещей не по назначению (Б. П. Вяткин выводил на арену маленькую собачку на поводке из корабельного каната), зримое оживление метафор (тяжёлый шкаф сплющивал Карандаша в лепёшку), несоответствие формы и содержания, слова и жеста, воздействия и реакции, совершение нелепых поступков с серьёзным видом и т. п. В художественной системе клоунады используются телесная пластика, смех, плач, особые индивидуальные словечки-восклицания и различного рода «кунстштюки», проходящие лейтмотивом через всё выступление Рыжего. Особое место отводится трюковому реквизиту (шагающий по манежу стол, убегающие за кулисы галоши и т. д.). В том же ряду - «зарядки», т. е. специальные приспособления, действующие неожиданно для зрителей, например ходули особой конструкции, скрытые в одежде клоуна и позволяющие ему вырасти на метр-полтора.

На рубеже 1910-20-х годов тексты для клоунад  стали создавать известные литераторы: Н. Р. Эрдман, В. И. Лебедев-Кумач, Арго (А. М. Гольденберг), Н. А. Адуев и др. Клоуны постепенно отказывались от гротескового грима, рыжих париков и пр. Некоторые из них в поисках новых форм обратились к маскам популярных кинокомиков - Ч. Чаплина, Г. Ллойда, Пата и Паташона. В начале 1930-х годов на манеже появился клоун под лёгким гримом, в почти повседневном костюме или в стилизованном рабочем комбинезоне. Преобладали агитационная тематика и сатирические сюжеты в форме реприз, скетчей, фельетонов. Особое развитие сатира получила в годы Великой Отечественной войны: репризы выстраивались в стилистике политического плаката.

В 1950-х годах многие ковёрные (выступающие в паузах между отдельными номерами) клоуны (К. А. Берман, Б. П. Вяткин и др.) выдвинулись на первый план, их выступления стали стержнем цирковой программы. В созданную Карандашом клоунскую группу входили Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, Б. М. Романов и др. В эти годы с клоунами активно работали режиссёры А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, А. А. Федорович, М. С. Местечкин, А. Б. Аронов. В 1950-80-х годах жанр тематического спектакля разрабатывали О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, А. Н. Николаев, А. П. Марчевский, Ю. Д. Куклачёв и др. Ярко заявили о себе клоунессы в амплуа Рыжего: Е. В. Амвросьева, Е. М. Можаева, Г. Г. Богомолова, И. П. Асмус (Ириска). В 1990-2000-х годах наблюдается тенденция возврата к традиционной фигуре клоуна-буфф, к причудливым гриму и костюму: трио Шелковниковы, «Группа "А"», Долли и Домино, Мик и Мак. Верными реалистической клоунаде остались Ю. Ю. Терёшкин, В. Х. Мусин, С. А. Маргулян и др. Среди ярких представителей жанра: клоунские дуэты С. Ю. Просвирнин и В. Ф. Стариков, В. В. Трифонов и С. Е. Князьков (Вас и Стас), С. А. Колганов и О.Ю. Белогорлов (Москва), клоун и дрессировщик В. В. Дерябкин (Санкт-Петербург). С 2000 в Москве проводится фестиваль «Планета клоунады».

Клоунада

На арене - клоун А. П. Марчевский.

Лит.: Радунский И. С. Записки старого клоуна. М., 1954; Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968; Кузнецов Е. М. Цирк. 2-е изд. М., 1971; Уральский С. М. Рождение клоуна. М., 1977; Румянцев М. Н. (Карандаш). Над чем смеется клоун. М., 1987; Румянцева Н. М. Клоун и время. М., 1989; Ганешин К. Клоунские группы // Мир цирка. М., 1995; Макаров С. М. Клоунада мирового цирка: история и репертуар. М., 2001; Дмитриев Ю. А. Цирк в России: от истоков до 2000 г. М., 2004; Никулин Ю. Почти серьезно... М., 2007.

Р. Е. Славский.