Клуазонизм

КЛУАЗОНИЗМ (французский cloisonnisme, от cloison - перегородка), живописная система, разработанная в 1887 Э. Бернаром и Л. Анкетеном и ставшая основой живописного «синтетического» символизма. Термин «клуазонизм», введённый критиком Э. Дюжарденом в 1888, напоминает о технике клуазоне. Новаторство клуазонизма, воспринятого позднее П. Гогеном, состояло в отказе от цветовых переходов и полутонов, поскольку контрастные цвета разделялись извилистыми, причудливо изгибающимися широкими контурными линиями («перегородками»). Использование чистого цвета усиливало декоративное звучание живописной плоскости (поднятие линии горизонта, устранение перспективы натурного пространства и др.). Фигуры воспринимались как плоские тени, наложенные на живописную поверхность. Клуазонизм  неотделим от так называемого синтетизма понт-авенской школы (Гоген, Бернар, П. Серюзье и др.), диктующего необходимость извлечения того или иного мотива из глубин памяти, воображения, что обусловливает отказ от детального воспроизведения мотива на полотне и сохранения лишь его сути, основных черт. Смотри также «Наби» и Постимпрессионизм.

Лит.: V. Van Gogh and the birth of Cloisonnism. (Cat.). Toronto, 1981; Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 2002.