Клуэ

КЛУЭ (Clouet), французские живописцы и рисовальщики, нидерландцы по происхождению, отец и сын.

Клуэ Жан (Жеанне) [около 1480-85(9), Эно(?), Южные Нидерланды - между июлем 1540 и ноябрём 1541, Париж], крупнейший мастер французского портрета 16 века. Вероятно, был сыном живописца Мишеля Клове (Clauwet; ? - после 1519). Ж. Клуэ работал при дворе Франциска I (1516-36; с 1523 первый придворный живописец). Близкий по стилю фламандцам Я. Госсарту, Й. ван Клеве, Б. ван Орлею, Ж. Клуэ использовал композиционные решения и технику рисунка красным и чёрным мелом своих предшественников Ж. Фуке и Ж. Перреаля, а также общую культуру рисунка Леонардо да Винчи. Весь корпус приписываемых Ж. Клуэ портретов (свыше 130) определён на основе аналогий с единственной документированной работой (живописный портрет Г. Бюде, 1536, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Наиболее ранними являются карандашные портреты сподвижников Франциска I в битве при Мариньяно (граф д’Этамп, А. де Монморанси и др., 1519-20, Музей Конде, Шантийи), созданные для миниатюр «Комментариев к Галльской войне» (Национальная библиотека, Париж; Британская библиотека, Лондон). В серии портретов членов королевской семьи и приближённых Франциска I зеркальное сходство сочетается с устойчивой репрезентативной схемой – погрудный срез фигуры в трёхчетвертном развороте, отстранённый взгляд, иератичность; вместе с тем подчёркиваются индивидуальные особенности моделей. В портретах «испанок» (фрейлин королевы - Пачеко, А. Манриквес и др., все - 1530-35, Музей Конде) появляются большая живость в передаче характера модели, объёмная проработка, поиск более сложных хроматических отношений. Живописные портреты менее непосредственны, однако отличаются тонкой проработкой цвета (Франциск I, около 1525-35, Лувр, Париж; «Неизвестный с томиком Петрарки», около 1530-35, Хэмптон-корт, Лондон, и др.). Ж. Клуэ - первый профессиональный портретист, ограничивший себя работой в одном этом жанре.

Реклама

Франсуа (прозвище Жане) [около 1516-1520, Тур(?) - 22.9.1572, Париж], работал при дворах Франциска I, Генриха II, Франциска II, Карла IX (с 1540 первый придворный живописец). Используя в большинстве портретных произведений схему, созданную его отцом, привнёс во французскую живопись тип парадного портрета в рост (конный портрет Франциска I, 1540, галерея Уффици, Флоренция; Карл IX, около 1561 и около 1570, оба - Художественно-исторический музей, Вена; Елизавета Австрийская, 1571, Лувр, Париж). В карандашных портретах он тщательно моделирует светотенью объёмы, прорабатывая лицо, костюм, детали, доводя произведение до полной законченности (король Франции Генрих II, 1559, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Елизавета Французская, 1559; Маргарита Валуа, около 1560, оба - Музей Конде). Исполняя портрет своего друга, аптекаря П. Кюта (1562, Лувр), художник обращается к типу камерного портрета, близкого произведениям художников итальянского маньеризма А. Бронзино и Ф. Сальвиати. Ф. Клуэ расширяет границы портретного жанра (вводя в него обнажённую натуру и жанровые мотивы) в картине «Купающаяся женщина» (около 1570, Национальная галерея искусств, Вашингтон), вероятно, наделённой аллегорическим смыслом, как и «Купание Дианы» (около 1550-60, Музей изобразительных искусств, Руан) - редкий пример обращения художника к мифологическому жанру, стилистически близкий Фонтенбло школе.

Клуэ

Ф. Клуэ. Портрет короля Франции Карла IX. Итальянский карандаш, сангина. 1566. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Лит.: Moreau-Nélaton Е. Les Clouet et leurs émules. Р., 1924. Vol. 1-3; Germain А. Les Clouet. Les grands artistes. Р., 1927; Adhémar j. Les Clouet et la cour de France. Р., 1970; Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI век М., 1978; Jollet Е. Jean et François Clouet. Р., 1997.

М. Л. Ковальков.