Кляйн Ив

КЛЯЙН, Клейн (Klein) Ив (28.4.1928, Ницца - 6.6.1962, Париж), французский живописец, скульптор. Родился в семье живописцев. Занятия дзюдо и посещение Японии (1952-53) вызвали у Кляйна интерес к японской культуре; он изучал также философию Г. Башляра, теософское учение розенкрейцеров, изложенное в «Космогонии» М. Энделя (последователя Р. Штейнера). Всё это определило его оригинальную концепцию художественного творчества как почти алхимического поиска первоэлементов - универсалий, концентрирующих в себе смысл прекрасного. Первоначально Кляйн экспериментировал с чистыми цветами (зелёным, оранжевым, жёлтым и др.) для выявления заложенных в них психологических ассоциаций (серии «Монохромы», 1955-62). После поездки в 1957 году в Ассизи и изучения фресок Джотто отдавал предпочтение сине-голубому цвету, в понимании Кляйна - живому универсальному Символу Вселенной, беспредельности неба и моря [«Синий монохром» («IKB-3»), 1960, Национальный музей современного искусства, Париж]. Химический красочный состав разработанного им синего цвета, названного International Klein Blue (IKB) и ставшего центральным элементом его художественной системы, был запатентован в 1960. Кляйн экспериментировал с IKB, насыщая им различные предметы, растения, раскрашивая гипсовые слепки известных скульптур, а также человеческое тело - например, в серии «Антропометрии» (1960-62), фиксировавшей на холсте отпечатки обнажённой модели, полученные в ходе перформанса.

Реклама

КляйнВо многих проектах Кляйн пытался преобразовать и унифицировать окружающее пространство «контактным» воздействием IKB. Предварительным итогом эволюции «контактной техники» была серия из 200 скульптур-губок (1958-62, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.), где цвет как бы обретает собственную материальную форму, становится автономным предметом в пространстве. Другим направлением экспериментов Кляйна была работа со «стихиями» (огнём, водой, воздухом, землёй) и их отпечатками на предметах - в сериях «Космогонии» (1960-61) и «Живопись огня» (1961); в этой последней Кляйн пытался управлять силой пламени горящего газа в его воздействии на картон, холст и бумагу также в рамках перформанса, а непредсказуемость результатов отвечала радикальному устремлению к спонтанности. Символизм цвета послужил темой для композиций-триптихов, составленных из 3 первоэлементов его системы (золота, IKB и розового пигмента), - «Здесь похоронено пространство» (1960, Национальный музей современного искусства, Париж) и др.

Один из главных протагонистов художественного авангардизма середины 20 века, Кляйн радикально переосмыслил понятие «произведение искусства», соотношение художника, мира, реальности. Под его влиянием в 1960 году во Франции появилось движение «новый реализм» (Арман, Ж. Виллегле, М. Рэйсс, Сезар, Н. де Сен-Фаль, Д. Споэрри, Ж. Тенгели).

Соч.: Selected writings. L., 1974.

Лит.: Restany Р. Y. Klein. N. Y., 1992; Stich S. Y. Klein. L., 1994; Weitemeier Н. Y. Klein. Кöln, 1995; Charlet N. Y. Klein. Р., 2000; Kahn А. Y. Klein: le maître du bleu. Р., 2000; Génévrier Tausti Т. L’envol d’Y. Klein: l’origine d’une légende. Р., 2006.

М. Л. Ковальков.