Ключ

КЛЮЧ, знак на нотном стане, по которому определяется звуковысотное значение нот. Ставится в начале каждого нотоносца на одной из линий; при смене одного ключа другим в соответствующем месте нотного стана выписывается новый ключ. Смысл применения различных ключей состоит в том, чтобы по возможности избежать при записи большого количества добавочных линий и облегчить этим чтение нот. Употребляются три различных ключа: соль (G), фа (F) и до (С); их начертания, происходящие от латинских буквенных обозначений звуков, постепенно видоизменялись, пока не приобрели современные графические формы.

В начале 11 века Гвидо Аретинский для обозначения высоты звуков пользовался цветными линиями; нижняя линия красного цвета обозначала высоту звука F, третья линия жёлтого цвета - высоту звука С. В начале этих линий ставились буквенные обозначения С и F, выполнявшие функции ключа (в дальнейшем от применения цветных линий отказались). Первоначально на каждом нотном стане писали по несколько ключей (до трёх), затем количество их сократилось до одного.

Реклама

КлючКлюч соль, или скрипичный, обозначает местоположение звука «соль» 1-й октавы и располагается на второй снизу линии нотного стана (другой вид ключа соль, так называемый старофранцузский, помещавшийся на первой линии, ныне вышел из употребления). Ключ фа, или басовый, обозначает положение звука «фа» малой октавы, ставится на четвёртой линии нотного стана. В старинной музыке ключ фа встречается также в виде басопрофундового ключа (от итальянского profundo - глубоко), который применялся для низкого регистра басовой партии и ставился на пятой линии, и баритонового ключа - на третьей линии. Ключ до обозначает местоположение звука «до» 1-й октавы, ныне существует в двух видах: альтовый на третьей линии и теноровый - на четвёртой линии. Альтовый ключ применяется для нотации партии смычкового альта и виоль д’амур; теноровый - для нотации партии тенорового тромбона и частично виолончели (в верхнем регистре). В старинных хоровых партитурах (до 19 века) ключ до встречается на всех линиях нотного стана; кроме названных выше применялись: сопрановый ключ - на первой линии, меццо-сопрановый - на второй линии и баритоновый - на пятой линии. Современные хоровые партитуры записываются в скрипичном и басовом ключе, но хористы и хоровые дирижёры постоянно встречаются с ключом до при исполнении сочинений прошлых эпох. Партия тенора ныне пишется в скрипичном ключе, но читается октавой ниже написанного (иногда обозначается цифрой 8 снизу от ключа). В некоторых случаях для теноровой партии применяется удвоенный скрипичный ключ в том же значении.

Графической разновидностью ключа до является цефаутный ключ, который применялся в России конца 17 - 19 века для записи одноголосных обиходных песнопений (начертание заимствовано из квадратного нотного письма, так называемого киевского знамени). Его название происходит от применявшейся в церковной музыкальной практике системы сольмизации, в которой звук С получал названия fa и ut, взятые из разных гексахордов.

Лит.: Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1994; Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - 1-я половина XVIII в.). М., 1997.

Смотри также литературу при статьях Нотация, Нотное письмо.