Клюн Иван Василь­евич

КЛЮН (настоящая фамилия Клюнков) Иван Васильевич [20.8(1.9).1873, деревня Большие Горки Владимирской губернии - 13.12.1943, Москва], российский живописец, график, скульптор, теоретик искусства. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Варшаве (1890-е годы), в студиях Ф. И. Рерберга, В. Ф. Фишера, И. И. Машкова и А. П. Большакова в Москве (начало 1900-х годов). В ранний период творчества находился под влиянием символизма и модерна, входил в общество «Московский салон» (1910-16). В 1906 Клюн познакомился с К. С. Малевичем, оказавшим значительное влияние на его творчество, развивавшееся с этого времени в русле кубофутуризма. Благодаря Малевичу Клюн сблизился с русским авангардизмом, участвовал в выставках «Союза молодёжи» (1913-14), «Трамвай В» (1915), «Магазин» (1916). Разрабатывал принципы «кинетического кубизма». В 1915-1916 участвовал в «Последней футуристической выставке картин 0,10», входил в группу Малевича «Супремус» (1916), увлекаясь супрематизмом вплоть до начала 1920-х годов. Член объединений и экспонент выставок объединений «Бубновый валет» (1916, 1917), «Четыре искусства» (1925-26), Общества художников-станковистов (1925), Общества русских скульпторов (1927) и др.

Реклама

Клюн (наст. фам. Клюнков) Иван Василь­евичВ 1920-е годы Клюн создавал беспредметные объёмные цветовые конструкции из различных геометрических форм и так называемой сферической композиции - изобретение Клюна, тонко выявляющее светоцветовую природу живописи. В середине 1920-х - середине 1930-х годов увлекался французской живописью и писал натюрморты в духе пуризма. В 1917-21 Клюн заведовал Центральным выставочным бюро отдела ИЗО Наркомпроса, в 1920-21 член Института художественной культуры (Инхук), с 1921 член-корреспондент ГАХН. Преподавал в ГСХМ - Вхутемасе в Москве (1918-21; профессор). Занимался экспериментальным цветоведением; результатом этих исследований стала статья «Проблема цвета в живописи» (1931). Основные произведения: «Автопортрет с пилой (беспредметная композиция)» (1914, КГ, Астрахань); «Пробегающий пейзаж» (1914-15, Кировский областной художественный музей; вариант - в ГТГ); «Натюрморт с цветами и кувшином» (1929, ГРМ). В 1918 году принимал участие в праздничном оформлении Театрального сквера в Москве (совместно с А. В. Лентуловым). Иллюстрировал книги («Фактура слова. Декларация» А. Е. Кручёных, 1923), сделал обложки для 8 выпусков «Неизданного Хлебникова». В поздний период творчества Клюн обратился к реалистическому искусству (исполнял пейзажи, жанровые сцены).

Соч.: Мой путь в искусстве: Воспоминания, статьи, дневники / Сост. А. Д. Сарабьянов. М., 1999.

Лит.: Москва - Париж. 1900-1930. (Кат. выставки). М., 1981; Russische Avantgarde. 1910-1930 / Bearb. von Е. Weiss. Мünch., 1986; Сарабьянов А. Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М., 1992; И. В. Клюн в Третьяковской галерее / Сост. Н. Б. Автономова и др. М., 1999; Герман М. Г. Неведомый И. Клюн // Новый мир искусства. 2007. №4.

С. М. Грачёва.