Клюнийская реформа

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА, движение за духовное возрождение западной Церкви в 10 - начале 12 века, возглавляемое аббатами монастыря Клюни.

Суть реформы заключалась в духовном обновлении монашества на основе более строгого соблюдения устава святого Бенедикта Нурсийского, возрождения аскезы и созерцательной жизни, противодействия обмирщению, симонии и падению нравов, а также создания монашеской организации, независимой от светских и духовных властей. Клюнийцы стремились также определять нормы христианской жизни в миру, формируя идеал благочестивого мирянина, принимая на себя роль миротворцев, участвуя в движении за «Божий мир» (особые периоды, когда прекращались любые военные действия). Они продолжали традиции реформатора монашества Бенедикта Анианского (умер в 821) и предвосхитили многие положения григорианской реформы. Аналогичные «движения за реформу» возникли в 10 веке в целом ряде монастырей, но нигде не достигли такого размаха, как в Клюни.

При первых аббатах-реформаторах преобразования шли в основном в самом Клюни и в нескольких зависимых от него монастырях (приоратах). При Одилоне Клюнийском реформа получила активное развитие в Аквитании, Провансе и Северной Италии. Аббат Гуго де Семюр (1049-1109) распространил её на всю Западную Европу. Уставы по образцу Клюни принимались в монастырях на территории Франции, Италии, Испании, Англии, вплоть до Скандинавии, Польши и Святой земли. Реформированные обители, как правило, становились частью клюнийской конгрегации. Клюнийская реформа почти не затронула Германию из-за существования там системы «имперской церкви», несовместимой с идеей независимого монашества.

Реклама

Широкое распространение реформы вело к усилению материального могущества клюниицев, но одновременно - к увеличению числа монахов, многие из которых не были готовы к строгому исполнению устава. Ослабление аскетического духа, пафоса возрождения монашества привело в 12 веке к свёртыванию Клюнийской реформы.

Клюнийская реформа способствовала также оживлению культурной жизни в Европе: в реформированных обителях создавались библиотеки, скриптории и школы. Новые архитектурные решения, впервые применённые в клюнийских монастырях, оказали влияние на становление и развитие романского стиля.

Лит.: Rosenwein В. Rhinoceros bound: Cluny in the tenth century. Phil., 1982; Iogna-Prat D. Agni immaculati: recherches sur les sources hagiographiques relatives à saint Maieul de Cluny (954-994). Р., 1988; idem. Panorama de l’hagiographie abbatiale clunisienne (940-1140) // Manuscrits hagiographiques et travail des hagiographes / Ed. М. Heinzelmann. Sigmaringen, 1992; Vom Kloster zum Klosterverband: das Werkzeug der Schriftlichkeit / Hrsg. von Н. Keller, F. Neiske. Мünch., 1997; Consta ble G. Cluny from the 10-th to the 12-th centuries. Aldershot, 2000: Wollasch I. Cluny - «Licht der Welt». Düsseldorf, 2001.

В. С. Ярных.