Кнайфель Александр Аронович

КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович (родился 28.11.1943, Ташкент), российский композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996). Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Б. А. Арапова (1967). В сочинениях пользуется средствами алеаторики, додекафонии, сонорики, минимализма, применяет графическую нотацию и др.; большое значение в музыкальной  системе Кнайфеля имеет символика чисел. Произведения для музыкального  театра: опера «Кентервильское привидение» (по О. Уайльду, 1965, поставлен 1974, Ленинград), «хореографическая фантасмагория» «Петроградские воробьи» (1967, поставлен 1979, Ленинград), балет «Медея» («Колхидская волшебница», 1969), «хореотория» «Жанна д’Арк» (1970), «24 картинки с антрактом для театра играющих, поющих и танцующих» «Алиса в стране чудес» (2002) и др. Пишет также на духовные тексты («Agnus Dei», 1985; «Canticum canticorum "Восьмая глава" для храма, хоров и виолончели», 1993). Среди других произведений Кнайфеля - «150000000» (дифирамб для хора и оркестра, по поэме В. В. Маяковского, 1966), «Жанна» (пассионы, 1978), «Глупая лошадь» («15 историй для певицы и пианиста», 1981), «Ника» («в 72 фрагментах с 17 исполнителями», 1984), «Безумие» («postpostscriptum для камерного оркестра», 1987), Литания (для оркестра, 1988), «Лестница Иакова» («glossolalia тринадцати», 1992), «Сие дитя» (для камерного оркестра, 1997); «Сказка о рыбаке и рыбке» (для скрипки, виолончели и смешанного хора, 2002); музыка к фильмам.

Лит.: Савенко С. Лестница Иакова // Музыкальная академия. 1993. № 4; Хентова С. Ф. Призвание. Штрихи к портрету композитора А. Кнайфеля. СПб., 2003.