Кнебель Мария Осиповна

КНЕБЕЛЬ Мария Осиповна (Иосифовна) [6(18).5.1898, Москва - 3.6.1985, там же], российская актриса, режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1958). Дочь И. Н. Кнебеля. С 1918 в студии М. А. Чехова, с 1921 в Школе 2-й Студии МХТ, где проявилось её острохарактерное дарование: в гротескной манере сыграла Сумасшедшую барыню («Гроза» А. Н. Островского) и сама придумала роль карлика-слуги Франца Моора («Разбойники» Ф. Шиллера). В 1924-50 в труппе МХАТа: миссис Снитчей и миссис Уордль («Битва жизни» и «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу), Карпухина («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому), Шарлотта («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Горностаева («Любовь Яровая» К. А. Тренёва) и др. Даже в коротком эпизоде с помощью нескольких точных эффектных деталей Кнебель умела создать яркий, объёмный образ, дать исчерпывающую характеристику своему персонажу: обывательница с палантином («Блокада» В. В. Вишневского), горбатая старушка («Воскресение» по Л. Н. Толстому), помощник кинооператора («Реклама» М. Уоткинса). Режиссёрскую деятельность начала в 1935 году в московском Театре-студии имени М. Н. Ермоловой (с 1937 Театр имени М. Н. Ермоловой): «Дальняя дорога» А. Н. Арбузова (1936), «Последние» и «Дети солнца» М. Горького (оба 1937, последний с Н. П. Хмелёвым), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1940, с Хмелёвым). Во МХАТе участвовала в постановке спектаклей «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, возобновлена в 1956) и «Русские люди» К. М. Симонова (1943), поставила «Трудные годы» из дилогии «Иван Грозный» А. Н. Толстого (1946, совместно с А. Д. Поповым) и «Безымянную звезду» М. Себастьяна (1957, с В. П. Марковым). С 1950 режиссёр, в 1955-60 главный режиссёр Центрального детского театра. Сочность красок и богатство метафор в спектаклях Кнебель сочетались с глубиной психологических характеристик и умением создать сценическую атмосферу: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1951), «Страница жизни» В. С. Розова (1952), «Оливер Твист» по Ч. Диккенсу (1956) и др. Среди постановок в других театрах: «Иванов» А. П. Чехова (1954) в Московском театре имени А. С. Пушкина, «Вишнёвый сад» Чехова (1965) и «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева (1972) в ЦТСА, «Дядюшкин сон» (1972, инсценировка Кнебель) в Московском театре имени Вл. Маяковского, «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1976) в Московском театре имени К. С. Станиславского, и др. Будучи одним из крупнейших режиссёров-педагогов, Кнебель утверждала свободное от догматизма творческое понимание Станиславского системы. С 1940 года преподавала в Театральном училище имени М. С. Щепкина, с 1948 на режиссёрском факультете ГИТИСа (с 1960 профессор). Автор работ по технике актёрской игры и режиссёрскому искусству. Особое внимание уделяла популяризации наследия М. А. Чехова, содействуя публикации его трудов. Государственная премия СССР (1978).

Реклама

Соч.: О некоторых вопросах режиссерской методологии Вл. И. Немировича-Данченко // Вопросы режиссуры. М., 1954; Вся жизнь. М., 1967; Слово в творчестве актера. 3-е изд. М., 1970; О том, что мне кажется особенно важным. М., 1971; О действенном анализе пьесы и роли. 3-е изд. М., 1982; Поэзия педагогики. 2-е изд. М., 1984; О М. Чехове и его творческом наследии // Чехов М. Литературное наследие. 2-е изд. М., 1995. Т. 1.

Лит.: Рыжова В. Ф. Путь к спектаклю. Репетиции ведут Г. А. Товстоногов, М. О. Кнебель, Б. А. Львов-Анохин. М., 1967; Владимирова З. В. Кнебель. М., 1991.

А. Ю. Смольяков.