Книппер-Чехова Ольга Леонардовна

Книппер-Чехова Ольга ЛеонардовнаКНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна [9(20.9.1868, Глазов - 22.3.1959, Москва], российская актриса, народный артист СССР (1937). Жена А. П. Чехова. Тётя Л. К. Книппера. Из семьи инженера-технолога. В 1898 окончила драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (класс Вл. И. Немировича-Данченко) и в том же году была принята в труппу только что созданного МХТ. Дебютировала в первом спектакле театра - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1898; царица Ирина). Была партнёршей К. С. Станиславского в 5 чеховских спектаклях раннего МХТ, где сыграла роли Аркадиной («Чайка»), Елены Андреевны («Дядя Ваня»), Маши («Три сестры»), Раневской («Вишнёвый сад»), Сарры («Иванов»), на долгие годы, дав образец воплощения «чеховской женщины» на сцене. В этих ролях раскрылись характерные черты дарования актрисы - очарование женственности, благородство сценической манеры, психологическая тонкость и строгость в обрисовке персонажа, умение скупыми средствами передать истинную глубину страсти. Большой успех Клиппер-Чеховой принёс образ Елены Кривцовой («Мещане» М. Горького), отмеченный в её исполнении оптимизмом, стремлением к интенсивным, полнозвучным чувствам. Творческой удачей актрисы была также роль Насти в пьесе Горького «На дне». Духом бунтарства проникнуты образы Анны Мар («Одинокие» Г. Гауптмана), Майи, Лоны Гессель («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», «Столпы общества» Г. Ибсена). Блестящее чувство стиля и комедийный темперамент проявились в ролях классического репертуара - Графиня-внучка («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя), Белина («Мнимый больной» Мольера); с особым изяществом исполнила актриса роль Натальи Петровны («Месяц в деревне» И. С. Тургенева). В 1919-22 Книппер-Чехова была в составе «качаловской группы», гастролировавшей по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции. В 1922-24 принимала участие в гастролях МХАТа по Европе и США, кроме своих постоянных ролей, играла Василису («На дне» Горького), Турусину («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Дарью Ивановну («Провинциалка» Тургенева). Создала ряд сатирических образов. Играя Марию Александровну («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому), Книппер-Чехова точно передавала провинциальное великолепие «первой дамы» захолустного городка. Образ Полины Бардиной в пьесе «Враги» Горького был пронизан весёлой и острой иронией. Среди других ролей: Виола, королева Гертруда («Двенадцатая ночь», «Гамлет» У. Шекспира), Лель («Снегурочка» А. Н. Островского), Терезита, Фру Гиле («Драма жизни», «У жизни в лапах» К. Гамсуна), Ребекка, Регина («Росмерсхольм», «Привидения» Ибсена), Ночь («Синяя птица» М. Метерлинка), Либанова («Где тонко, там и рвётся» Тургенева), Варвара Васильевна («Осенние скрипки» И. Д. Сургучёва), Забелина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина), Надежда Львовна («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова). Последний раз вышла на сцену 15.3.1950 в роли графини Чарской («Воскресение» по Л. Н. Толстому), которую с блеском и грацией исполняла на протяжении 20 лет. Снялась в фильмах «Пленники моря», «Мастера сцены». Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина.

Реклама

Соч.: Воспоминания и статьи. Переписка с А. П. Чеховым. М., 1972. Ч. 1-2.

Лит.: Щепкина-Куперник Т. Л. О. Л. Книппер-Чехова в ролях пьес А. П. Чехова // Ежегодник Московского Художественного театра. 1945. М.; Л., 1948. Т. 1; Гиацинтова С. В. О. Л. Книппер-Чехова. Из ранних воспоминаний // Там же; Туровская М. О. Л. Книппер-Чехова. М., 1959Книппер В. В. Пора галлюцинаций. М., 1995; Переписка А. П. Чехова. М., 1996. Т. 1-3.