Князь

КНЯЗЬ, правитель в средневековых государствах или отдельных государственных образованиях (князья удельные) у славян и некоторых других народов; представитель феодальной аристократии; дворянский титул. В русских княжествах с начала 14 века верховного правителя именовали также великим князем.

В праславянский период (до 6-7 века) в позднеплеменном обществе князей избирали из знатных родов, за заслуги перед племенем по доблести или по мудрости на народном собрании. Князю служила дружина, он осуществлял в племени в функции военачальника, участвовал в управлении им, но верховная власть принадлежала народному собранию и совету старейшин. В племенных княжениях,  восточнославянских образованиях 9 - 1-й половины 10 века князь и племенная знать приобрели большее общественно-политическое значение, но народное собрание сохранялось как верховный коллективный орган самоуправления.

В период формирования полиэтнического Древнерусского государства (середина 9 века) межплеменным союзом словен новгородских, кривичей и мери князем был избран Рюрик. После объединения Олегом около 882 северного государственного образования с центром в Ладоге и южного государственного образования с центром в Киеве было создано значительное по территории и мощное в военном отношении государство. Его главой являлся князь, принадлежавший династии Рюриковичей, осуществлявший функцию публичной власти. С 10 века в княжескую казну поступали фиксированные, регулярно взимаемые подати «с дыма» (дома), хозяйства малой семьи, вероятно, торговые, проездные и судебные пошлины, со 2-й половина 10 века - доходы от поземельного обложения пахотной земли. Князь обладал правом верховного суда и издания законов. В качестве государственного закона была издана Русская правда, обобщившая юридические нормы  восточнославянских племенных Правд. Прямое княжеское управление и сбор податей осуществлялись посредством полюдья. Князь выполнял верховные военные функции сбора и командования войском, проведения военных операций, объявления войны и заключения мира. В русско-византийских договорах 10 века русские князья Олег и Игорь указаны как суверенные правители. Завершением становления государства и концентрации власти князя стала реформа Ольги во 2-й половине 940-х - 950-е годы. Она заменила племенное деление территориальным - по городам с волостями и погостам. Вследствие этой реформы сложилась подчинённая князю территориальная административно-судебная система во главе с посадниками в городах и, вероятно, старостами в погостах. Процесс централизации власти имел следствием формирование титульной верховной собственности князя (государства) на землю. Она стала правовой основой княжеских разделов территории Древнерусского государства, наследования князьями уделов, появления новых княжеств и местных княжеских династий. Начиная с середины - 2-й половины 10 века отмечается существование княжеских городов, сёл, лесных и земельных владений. Княжеская династия Рюриковичей стала единственной, князем нельзя было стать, им можно было только родиться.

Реклама

Формирование политически единого государства, его социально-экономическое и политическое развитие, постоянные связи с христианскими странами, прежде всего с Византийской империей, способствовали Крещению Руси при киевском князе Владимире Святославиче. В соответствии с византийскими основаниями восточнохристианской Церкви в «симфонии» светской и церковной властей определяющее значение на Руси изначально приобрела княжеская власть. Князю принадлежала инициатива в издании княжеских уставов 10-12 веков.

Благодаря особому экономическому, социально-политическому и правовому статусу князя в 10 веке сформировалась церемониальная система его поведения. С принятием христианства и сакрализацией власти правителя присутствовавший на церковной службе князь, начиная с Владимира Святославича, находился в храме на хорах, ниже изображений Христа, архангелов, евангелистов, некоторых святых, но выше церковных иерархов, причта и прихожан. Князей стали хоронить в храме в южной галерее или рядом с ней, что явилось переосмыслением нахождения византийского императора во время богослужения на южной верхней галерее собора Святой Софии в Константинополе.

В Древнерусском государстве князь осуществлял назначение на высшие государственные должности (посадник, тысяцкий, воевода). Княжеские вассалы - отроки и детские - исполняли военные, административно-судебные и престижные должностные функции на княжеском дворе, получая за службу от князя материальное обеспечение в виде денежных раздач, части собираемых податей и пошлин, «корма», то есть неземельные феоды. Политическая власть князя до 2-й трети 12 века реализовывалась в форме раннефеодальной монархии при отсутствии альтернативных органов государственной власти. Князь единовластно или при участии доверенных лиц издавал законы, основные источники права, - Правду Ярослава, Правду Ярославичей, Покон вирный в составе Краткой редакции Русской правды, Устав Владимира Всеволодовича Мономаха в составе Пространной редакции Русской правды, различные виды грамот (договорные, уставные, духовные и вкладные с полным или частичным податным и судебным иммунитетом).

До 1-й трети 12 века киевские князья стремились сохранить политическое единство страны. Но появление местных княжеских династий, рост значения городов как торгово-ремесленных, политических и идеологических центров, формирование сословия крупных землевладельцев - бояр привели к распаду Древнерусского государства. Юридическим основанием владения своим княжеством стало для князя «отчинное» право наследования, понимаемое как преемственность титульной верховной земельной собственности и власти.

Во 2-й трети 12 - 1-й трети 13 века в древнерусских землях образовались три политические системы княжеской власти. В Северо-Восточной Руси князь сохранил монархическую власть. В Новгородской республике сформировался республиканский строй с избираемыми высшими должностными лицами - посадниками, тысяцкими, епископами (позднее - архиепископами). В нём существовала система договорных отношений с приглашённым князем. В соответствии с договорами государственные, юридические и имущественные права князя были значительно ограничены, в отличие от его статуса в собственном княжестве. В Южной Руси сложилось равенство общественно-политических сил - князя, боярства, города, что приводило к их постоянным кровопролитным столкновениям. С последней четверти 12 века определяющее значение в организации княжеской власти приобрели двор князя (смотри в статье Государев двор) и его служилые люди - бояре, дворяне (слуги, слуги вольные), дворские, тиуны и др.

Развитие социально-политического института князя и княжеской власти в древнерусских землях исказилось под влиянием монголо-татарского нашествия, установления монголо-татарского ига, экспансии Польского королевства и Великого княжества Литовского, под власть которых попали западные, юго-западные и южные русские княжества. В 14-16 веках большое значение в социально-политической жизни русских княжеств имели удельные князья, одновременно сложилась категория князей служилых. В этот же период ряд потомков правящих князей русских княжеств утратили свой княжеский титул. В 16-17 века титул князя являлся наследственным для потомков Рюриковичей и Гедиминовичей, грузинских царевичей из династии Багратионов, выезжих кабардинских князей (Черкасские), потомков ногайских мирз (Юсуповы), татарских князей (Чингисиды и др.).

Пожалования княжеским титулом в Российской империи начались при царе Петре I, первым в княжеское достоинство с титулом светлости возведён в 1707 году А. Д. Меншиков. В 1784 в правах с русским дворянством окончательно уравнены представители татарских и мордовских княжеских родов. К концу 19 века больше половины всех княжеских фамилий Российской империи составляли роды грузинских князей (причислялись к российскому дворянству, начиная с 1783).

Становление и развитие института княжеской власти у южных и западных славян в основном совпадали с аналогичными процессами на Руси, но имели конкретно-исторические особенности.

В Хорватии становление и развитие института княжеской власти определялось процессами этнокультурного синтеза хорватов и населения Адриатики, которое сохраняло традиции позднеримской культуры, продолжавшей развиваться в средневековую эпоху. В переходный период от племенного строя к государственному в 7-8 века жупаны, главы знатных родов, которые имели много скота или земли, возглавили племенные княжения. С развитием государства в 9 - начале 10 века жупании превратились в административно-территориальные единицы. Жупаны интегрировались в систему государственного управления и вошли в состав княжеского двора. В 9 веке князь являлся главой государства и сюзереном иерархически подчинённых ему служилых людей, знати и дружины. Он обладал правом верховной титульной собственности на землю, а также являлся владельцем господского хозяйства с зависимыми людьми. Князь поддерживал церковь десятиной и земельными вкладами. В 9 - начале 10 века вторым по значению после князя стал бан (от тюркского баян - богатый), вероятно, назначаемое князем высшее должностное лицо княжеской администрации. Эта должность была непостоянной, но данный социальный термин продолжал существовать в южнославянских странах. В Боснии 12-14 века он вытеснил термин «князь» как обозначение главы государства. Княжеский двор превратился в 9 веке в развитый административно-хозяйственный комплекс, центр сложного по структуре княжеского господского хозяйства, состоявшего из земель и усадеб с зависимым населением и из незаселённых территорий. Такая структура государственной власти и раннефеодальных отношений способствовала росту военно-политического могущества Хорватского государства. Князь Томислав (годы правления около 910-928) в 925 принял титул короля.

В Сербии формирование института княжеской власти происходило в особых условиях расселения союза сербских племён в 7 веке в западной части Балканского полуострова. После распада союза сербских племён на территориальные объединения особое военно-политическое значение приобрела Рашка. В 9 веке она вела войны с Первым Болгарским царством и при князе Властимире распространила своё влияние на князей Травунии. С конца 8 века в Рашке производились разделы территорий между братьями, что может свидетельствовать о формировании там титульной верховной собственности князя (государства) на землю как трансформации верховной земельной собственности племени. В конце 9 - 1-й четверти 11 века в Рашке усилилась княжеская власть и большое административно-политическое значение приобрели жупаны, вассально-иерархически подчинённые князю, особую роль в обогащении князя и служилой знати стали играть государственные подати.

В условиях сопротивления византийскому господству в 1030-70-е годы центр активного социально-экономического и политического развития сербских земель переместился в Зету (Дуклю), князь которой Михаил I стал королём в 1077. В Зете было введено территориальное деление на провинции (округа). В каждую из них князь назначал своих братьев в качестве банов или герцогов, а также знатных людей округов в качестве жупанов (графов) и сотников-старост (центурионов). Во 2-й половине 12 - 1-й половине 13 века стала интенсивно развиваться Рашка. В правление великих жупанов Стефана Немани (около 1168-1196) и Стефана Первовенчанного (1196-1227) она достигла значительного могущества. В 1217 единая Сербия стала королевством с наследственной королевской династией. В 12-14 века термином «князь» стал обозначать глав административно-территориальных округов (вероятно, вытеснил термин «жупан» в связи с появлением в Сербии титула «великий жупан»).

В землях западных славян на переходной стадии от племенного строя к государственному в 623 возникло государственное образование во главе с франкским купцом Само (умер в 658). В условиях натиска аваров с юга и франков с запада, а также взаимных распрей славянские племена избрали Само князем («королём») за его помощь в победе над аварами. Основанием для его избрания стало не знатное происхождение, а личные заслуги перед славянскими племенами. Само объединил племена на территории современных Моравии, Чехии, Словакии. Он успешно боролся с франками и аварами, распространил свою власть на лужицких сербов, часть словенцев и хорватов. После смерти Само его княжество («королевство») распалось.

В 9 веке на территории Моравии возникла Великоморавская держава. При князе Святополке I (870-894) она включала также племенные княжения чехов, словаков, лужицких сербов, территории Паннонии, Малой Польши и части Словении. Княжеская власть в ней принадлежала династии Моймировичей, наследственной по прямой нисходящей линии, преемственность в которой нарушалась междоусобной борьбой. Моймировичи являлись сюзеренами местных князей, а также других представителей знати. Вассалитет осуществлялся посредством службы в составе княжеского административно-судебного аппарата, княжеского двора, иерархически структурированной дружины, состоявшей из высшей знати и дружинников-кметей. Служилые люди материально обеспечивались князем посредством феодов-денег и феодов-должностей, земельных пожалований в вотчину и условное владение. Вследствие междоусобных распрей в династии Моймировичей, слабости центральной княжеской власти, политического кризиса на рубеже 9-10 веков и венгерского нашествия Великая Моравия перестала существовать в 902-908 как самостоятельное государственное образование.

После смерти моравского князя Святополка I (894) чешские племенные княжения первыми освободились от власти Великоморавской державы. В Чехии в 9 веке политической инициативой владела княжеская династия Пржемысловичей, которая объединила чешские племенные княжения и продолжала править в Чехии до 1306 года. Князь являлся сюзереном служилой знати и дружины. Они обеспечивались неземельными феодами, одеждой, оружием, деньгами, а также земельными феодами. Особое значение имел феод-должность комита - правителя административно-территориального округа, вероятно, получавшего часть собираемых государственных податей. Существовала титульная верховная собственность князя (государства) на землю. Князь Бржетислав I совместил её с концепцией политической власти раннефеодальной монархии. Сыновья князя наделялись апанажами - обширными территориями для управления и материального обеспечения. В 1085 князь Вратислав II стал королём.

Становление института княжеской власти в Польше происходило в 9-10 века. Правящей в формирующемся государстве стала династия Пястов. Только принадлежность к ней давала право высшего государственного управления. Со 2-й половины 10 - 1-й четверти 11 века отмечается титульная верховная собственность князя (государства) на землю. Польскому князю принадлежали верховные функции суда, руководства войском. Он являлся сюзереном иерархически организованного правящего класса. Элита состояла из богатых и знатных - магнатов, старшей дружины, и воинов - рыцарей, младшей дружины. Представители элиты исполняли военные и административно-судебные функции. За службу они получали натуральные пожалования, феоды-деньги и феоды-должности. Особая группа приближённой князю знати составляла княжеский совет. Князь являлся владельцем господского хозяйства - домена с зависимыми людьми. Государство было разделено на комитаты, главы которых - комесы (графы) - исполняли административно-судебные и военные функции. Существовала система податей и повинностей. Власть князя в Польше являлась суверенной. Военно-политического могущества она достигла при Болеславе I Храбром, который в 1025 стал королём. Во 2-й трети 11 - 1-й трети 13 века осуществлялись разделы государственных территорий между сыновьями князя, передача городов и крепостей в управление знатным людям, за что они получали часть собираемых податей и пошлин. Также князь предоставлял знати города и крепости в условное владение с поступлением всех доходов владельцу, а также хозяйственные комплексы (виллы) и земельную собственность. Княжеский (королевский) двор являлся центром государственного административно-судебного управления, а также княжеского господского хозяйства. В конце 11 - начале 12 века крупная знать стремилась к ограничению княжеской власти. Поэтому Болеслав III Кривоустый использовал в качестве социальной опоры своей власти мелких вассалов - отроков (iuvenes) и детских (pueri). Основу материального обеспечения князя и его служилых людей составляла развитая система государственных податей, повинностей и княжеских регалий, частично перераспределявшихся в качестве пожалований и иммунитетов: регалии охоты, рыболовства, мукомольная, речного транспорта, рыночной торговли, корчем.

Процессы становления и развития института княжеской власти от племенного строя до средневековой государственности были едиными для европейских стран в период Средневековья (смотри в статьях Конунг, Герцог, Имперские князья).

В русском языке слово «князь» используется также при переводе титула «prince», распространённого в странах романских языков.

Лит.: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962; Lowmianski Н. Pocztki Polski z dziejow slowian w I tysiacleciu n. е. Warsz., 1963-1973. Т. 1-5; Бромлей Ю. В. Становление феодализма в Хорватии (К изучению процесса классообразования у славян). М., 1964; Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982; Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985; Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988; Vodoff W. Princes et principautés russes (Х-XVII siècles). L., 1989; Флоря Б. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992; Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994; Свердлов М. Б. Становление феодализма в славянских странах. СПб., 1997; он же. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003.

М. Б. Свердлов.