Княжнин Яков Борисович

Княжнин Яков БорисовичКНЯЖНИН Яков Борисович [3(14).10.1740, Псков - 14(25).1.1791, Санкт-Петербург], русский драматург, поэт, переводчик, член Российской академии (1783). Дворянин. В 1750-55 годах учился в гимназии при Петербургской АН. В 1757-62 переводчик в Канцелярии от строений, с 1762 на военной службе. В 1763 в Санкт-Петербурге была поставлена мелодрама Княжнина «Орфей» (с музыкой Ф. Торелли; опубликована в 1781; в 1792 музыку к ней написал Е. И. Фомин), в 1767 (по другим сведениям, 1769) - трагедия «Дидона» (опубликована в 1787), принёсшая ему литературную известность. В 1773 по обвинению в растрате казённых денег был лишён дворянства и определён в солдаты, в марте 1777 прощён и восстановлен в правах. С августа 1777 секретарь и ближайший помощник И. И. Бецкого. В 1787 году издал собрание своих сочинений. Надворный советник (1786). По неподтверждённым данным, умер после одного из допросов в тайной канцелярии.

Как литератор Княжнин являлся последователем А. П. Сумарокова и приверженцем принципов классицизма. Ведущий жанр в его творчестве - трагедия, как правило, с политически злободневным содержанием. Княжнин часто отталкивался от европейских образцов, повторяя их сюжетные ходы и заимствуя целые сцены: в трагедии «Владимир и Ярополк» (1772, опубликована в 1787) использован сюжет «Андромахи» Ж. Расина, «Ольга» (1772, опубликована в 1961) - вольный перевод «Меропы» Вольтера, «Владисан» (поставлена в 1784, опубликована в 1787) - подражание той же трагедии; «Дидона», «Титово милосердие» (1777, поставлена в 1779, опубликована в 1787; первая русская музыкальная трагедия) и «Софонисба» (1787, поставлена в 1789) написаны в состязании с европейскими авторами, обрабатывавшими античные сюжеты (П. Метастазио и др.). В отличие от сумароковских, трагедии Княжнина более эмоциональны, зрелищны, в них значительное место отведено музыке: так, «Титово милосердие» Княжнин определил как трагедию «с хорами и балетами, к оной принадлежащими» (автор первоначальной музыки неизвестен; в 1790-е годы музыку заново сочинил Е. И. Фомин). К самобытным трагедиям Княжнина относятся «Росслав» (1783, опубликована и поставлена в 1784) и «Вадим Новгородский» (1789, опубликована в 1793), в которых проявились национально-патриотические и тираноборческие устремления автора. В последней конфликт «республиканца» Вадима и монарха Рюрика оказывается неразрешимым, то есть подлинно трагичным. «Вадим Новгородский» был сочтён опасным антимонархическим сочинением (по приговору Сената в 1793 печатные экземпляры пьесы были конфискованы и публично сожжены).

Реклама

В комедиографии Княжнин тяготел к сатирическому нравоучению, обличению пороков общества. Главный объект его нападок - развращённость нравов дворянства: холодность к собственному отечеству, увлечение иностранной модой, праздность, ветреность, тщеславие, раболепие перед власть имущими, придворный фаворитизм и др. Наиболее известны стихотворные комедии Княжнина «Хвастун» (1784-85) и «Чудаки» (1790; поставлены в 1791, опубликованы в 1793), ставшие классическими образцами соответственно комедии нравов и комедии характеров, и комическая опера «Несчастье от кареты» (поставлена в 1779, музыка В. А. Пашкевича). Кроме того, ему принадлежат две комедии в прозе («Неудачный примиритель, или Без обеду домой поеду», 1787; «Траур, или Утешенная вдова», около 1788, поставлена в 1789, издана в 1803) и ещё четыре комические оперы («Скупой», поставлен около 1782, музыка Пашкевича, опубликована в 1787; «Сбитенщик», около 1783, поставлена в 1784, музыка Ж. Бюлана, опубликована в 1787; «Мужья - женихи своих жён», около 1784, поставлена в 1784, музыка Бюлана, опубликована в 1803; «Притворно сумасшедшая», опубликована в 1787, поставлена в 1789, музыка Дж. Астаритты).

В лирике Княжнин выступал противником торжественной оды («К княгине Дашковой», 1783; «От дяди стихотворца Рифмоскрыпа», 1787) и апологетом лёгкой поэзии («Письмо к гг. Д. и А.», 1786), культивировал «ясность» слога, простоту и «непритворную чувствительность», предвосхищая принципы сентиментализма («Утро», 1779; «Стансы Богу», 1780; «Вечер», 1787). Переводы Княжнина по большей части выполнены белым стихом или прозой и относятся к 1770-м годам: пять трагедий П. Корнеля («Сид», «Цинна», «Смерть Помпея», «Родогуна», «Гораций»), поэма «Генриада» Вольтера, «Избиение младенцев» Дж. Марино и др.

Соч.: Сочинения: В 2 т. СПб., 1847-1848; Избр. произведения. Л., 1961; Избранное. М., 1991; Комедии и комические оперы. СПб., 2003.

Лит.: Стоюнин В. Я. Княжнин - писатель // Исторический вестник. 1881. №7-8; Нейман Б. В. Комедии Я. Б. Княжнина // Проблемы реализма в русской литературе XVIII в. М.; Л., 1940; Кулакова Л. И. Я. Б. Княжнин. М.; Л., 1951; Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977; Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе эпохи классицизма. Л., 1981; Западов В. А. Литературные направления в русской литературе XVIII в. СПб., 1995.

В. Л. Коровин.