«Кобра»

«КОБРА» («Cobra», «CoBrA»), творческое объединение художников Дании, Бельгии и Нидерландов (1948-51). Название - по первым буквам названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам. Возникло в Париже в результате сотрудничества датской группы «Hast», голландской группы «Reflex» и бельгийских «революционных сюрреалистов». Участники «Кобры» устраивали совместные выставки (в Копенгагене, Брюсселе, Амстердаме, Льеже) и публиковали теоретические тексты в журнале «Cobra» (8 выпусков) и других своих изданиях (в том числе печатали небольшие монографии о художниках). Идейные установки «Кобры», близкие марксизму, предполагали отказ от буржуазной культуры капиталистического Запада, от сложившихся традиций и школ (как подавляющих «естественную» творческую энергию рассудочным формализмом в угоду вкусам правящих классов), необходимость создания нового, доступного массам пластического языка через обращение к архетипам бессознательного, к неоформленной стихии неких первооснов творчества, достижение спонтанности самовыражения (последнее сближает творчество мастеров «Кобры» с ташизмом). За искусством признавалась главенствующая роль в преобразовании мира, оно считалось оружием в идеологической борьбе и продуктом коллективной деятельности, а не субъективно-индивидуалистического самовыражения художника (под осуждение попадали, наряду с «натурализмом» и реализмом, и авторитеты абстракционизма П. Мондриан, Дж. Поллок, сюрреалист А. Бретон).

Реклама

«Кобра»Идеологами «Кобры» были бельгийский поэт-сюрреалист К. Дотремон, голландский живописец, архитектор и поклонник социальных утопий Констант (К. Нивенхёйс), датский живописец, археолог и историк искусства А. Йорн. В объединение также входили голландцы К. Аппел, Корней (К. ван Беверло), Луцеберт (Л. Свансдейк), датчане А. Билле, К. Х. Педерсен, Х. Хееруп, А. Якобсен, бельгийцы П. Алешински, Х. Клаус. Если источниками «спонтанного» формотворчества датчан явились мифология и традиции народного искусства, то у голландцев преобладало влияние детского рисунка, творчества душевнобольных; П. Алешински в своих иероглифичных творениях разрабатывал (совместно с К. Дотремоном) «живопись-слово», «логограммы» - криптообразы растительной жизни. Общим для всех был интерес к африканскому искусству, а также к творчеству П. Пикассо, В. В. Кандинского, П. Клее, Х. Миро, к немецкому экспрессионизму.

Глобальные утопические задачи участников «Кобры» натолкнулись на разность индивидуальных устремлений и дарований, что привело к распаду движения. Однако художественные достижения его представителей, продолжавших воплощать программу объединения ещё долгие годы, стимулировали новаторские искания 2-й половины 20 века.

Лит.: Jespersen G. Cobra. Cph., 1974; Flomenhaft Е. The roots and development of Cobra art. N. Y., 1985; Stokvis W. Cobra: an international movement in art after the Second World War. N. Y., 1987; idem. Cobra: de weg naar spontaniteit. Blaricum, 2001; Cobra, 40 years after. (Cat.). ‘s-Gravenhage, 1988; Lambert J.-С. Le règne imaginai. Р., 1991. Vol. 1: Les artistes Cobra; «Кобра» в Москве. (Кат. выставки). М., 1997; Группа «Кобра» и ее современники... (Кат. выставки). СПб., 2003.

М. Л. Ковальков.