Когнитивная антропология
КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от латинского cognosco - познавать, воспринимать), направление культурной антропологии и когнитивной науки, изучающее культуры как системы значений, идеальных моделей, сценариев поведения и т.п. Цель когнитивной антропологии - понять и описать представления людей различных культур в их собственных терминах, а также выявить имплицитные когнитивные структуры, определяющие восприятие мира, регулирующие поведение и упорядочивающие социальную жизнь в этих культурах.
Первоначальной формой когнитивной антропологии, возникшей в середине 1950-х годов в США, была этнонаука (английский ethnoscience) - изучение таксономических систем, используемых разными народами для классификации животных, растений, болезней, еды и т.п. Этнонаука стремилась выявить в обыденном языке «концептуальные категории» - систему значений, относящихся к той или иной предметной области, иерархических и других связей между ними, а также систему правил - нормативных предписаний, регулирующих жизнедеятельность (У. Гудинаф, Э. Уоллес, М. Дуглас и др.). Основным предметом анализа были язык и тексты, широко применялись формально-лингвистические методы. По мере развития когнитивной науки с 1980-х годов в сферу интересов когнитивной антропологии, помимо языковых структур, входили также различные символические системы культуры и поведение людей, связанное с их применением. Цели исследований стали включать в себя выявление таких когнитивных структур, как картина мира, сценарии, метафоры, прототипы, семантичные пространства, схемы, и их отношений с эмоциями, мотивацией, деятельностью, мозговыми механизмами. Изучаются также индивидуальные различия (например, кто, что знает в рамках данной культуры), конфликты между противоречащими культурными моделями, способы обучения, получения новых знаний и др. Когнитивная антропология стала использовать методы, разработанные в психологии и других областях когнитивной науки (мозговое картирование, нейронные сети, дискурс-анализ и др.).
Реклама
Лит.: Tyler S. А. Cognitive anthropology. N. Y., 1969; D’Andrade R. G. The development of cognitive anthropology. Camb., 1995; Shore В. Culture in mind: cognition, culture and the problems of meaning. Oxf., 1996; Лурье С. В. Психологическая антропология. М., 2003.
А. В. Константинов.