Кох Генрих Кристоф

КОХ (Koch) Генрих Кристоф (10.10.1749, Рудольштадт - 19.3.1816, там же), немецкий музыкальный  теоретик и лексикограф. Служил в придворной капелле Рудольштадта (в 1792 назначен капельмейстером, однако предпочёл должность первого скрипача оркестра). Публиковал музыкально-теоретические статьи в газетах «Musikalische Real-Zeitung» (1788-91), «Jenaische allgemeine Literatur-Zeitung» (1804-11), лейпцигской «Allgemeine Musikalische Zeitung» (1807-11) и др. Автор капитального «Учебника композиции» («Versuch einer Anleitung zur Composition», Bd 1-3, 1782-93), обобщившего композиторскую практику позднего барокко и классики и иллюстрированного многочисленными примерами (в том числе из музыки К. Ф. Э. Баха, Й. Гайдна и В. А. Моцарта). Описал все основные музыкальные  жанры, культивировавшиеся в 18 веке. Подвёл итог открытой Ж. Ф. Рамо длительной дискуссии о примате гармонии над мелодией, выдвинув положение о первенстве лада (немецкий Tonart) как истока всей музыки. Его учебник гармонии (1811) содержит экскурсы в акустику, эстетику, историю музыки. Исследовал (1812) способы модуляции посредством энгармонизма. Наиболее известный труд Коха - двухтомный энциклопедический музыкальный  словарь («Musikalisches Lexikon», 1802; сокращённое издание 1807), сохранявший популярность до конца 19 века (в 1865 переработан А. фон Доммером).

Соч.: Handbuch bey dem Studium der Harmonie. Lpz., 1811; Versuch, aus der harten und weichen Tonart jeder Stufe der diatonisch-chromatischen Tonleiter vermittelst des enharmonischen Tonwechsels in die Dur- und Molltonart der übrigen Stufen auszuweichen. Rudolstadt, 1812.

Лит.: Budday W. Grundlagen musikalischer Formen der Wiener Klassik: an Hand der zeitgenössischen Theorie von J. Riepel und Н. Chr. Koch... Basel u.а., 1983; Lester J. Compositional theory in the eighteenth century. Camb. (Mass.), 1992; Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX в. М., 1996-2007. Ч. [1]-3.