Кокошка Оскар

КОКОШКА (Kokoschka) Оскар (1.3.1886, Пёхларн, Нижняя Австрия - 22.2.1980, Вильнёв, близ Монтрё, Швейцария), австрийский живописец, график, писатель. Учился в венской Школе прикладного искусства (1904-09), одновременно работал в «Венских мастерских» (как график). Ранние работы Кокошки своей линеарностью свидетельствуют о влиянии австрийского югендстиля и Г. Климта [ставшая дебютом Кокошки-писателя книга «Спящие мальчики» («Die träumenden Knaben») - стихи и цветные литографии, 1908]. Архитектор А. Лоз убедил Кокошку заняться живописью, ввёл его в круг венских интеллектуалов. Живописные портреты конца 1900-х годов отличает острый психологизм, эмоционально насыщенную атмосферу создают колыхание тонких красочных слоёв, мерцание бликов, нервная дрожь контуров (А. Лоз, Национальная галерея, Берлин; Х. Титце и Э. Титце-Конрат, Музей современного искусства, Нью-Йорк; поэт П. Альтенберг, частное собрание, Нью-Йорк; все - 1909). В 1910 Кокошка жил в Берлине, сотрудничал с журналом «Der Sturm», в котором публиковались его графические работы.

Вернувшись в 1911 в Вену, художник обратился к евангельской тематике («Бегство в Египет», 1911-12, частное собрание; «Благовещение», 1911, Музей «Ам-Оствалль», Дортмунд). В этих композициях традиционная иконография трансформируется, насыщается современными реалиями и особой символикой, выражающей личное мироощущение автора. Живописная ткань утрачивает былую прозрачность, плотные красочные мазки передают бурление неукротимых стихий («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-13, частное собрание, Гамбург; «Невеста ветра», 1913, Художественный музей, Базель).

Реклама

КОКОШКА В 1914 году Кокошка отправился добровольцем на фронт, где получил тяжёлое ранение (1915). В 1916 переселился в Дрезден, где стал профессором Академии Художеств (1919-24). Пережитые потрясения, депрессия отразились в трагической атмосфере работ Кокошки этого времени, в их сумрачном колорите и особом фактурном строе: полотна, покрытые змеящимися, скручивающимися в жгуты мазками, создают ощущение безысходного кружения в замкнутом пространстве («Эмигранты», 1916-17, Новая пинакотека, Мюнхен; Автопортрет, 1917, Городской музей, Вупперталь; «Сила музыки», 1918-19, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Работы, созданные в «дрезденский период», позволяют считать Кокошку одним из виднейших представителей австро-немецкого экспрессионизма.

В 1924-33 Кокошка странствовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. В творчестве этого периода преобладают пейзажи - панорамные виды городов, портов, написанные с эпической широтой и импрессионистической трепетностью («Венеция. Лодки на таможне», 1924, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен; «Марсель», 1925, частное собрание, Базель; «Карлов мост в Праге», 1934, Национальная галерея, Прага, и др.). В начале 1934 года Кокошка вернулся в Вену, а в следующем году переехал в Прагу. В ответ на конфискацию нацистскими властями его работ из немецких музеев (смотри в статье «Дегенеративное искусство») Кокошка создаёт работу, вызывающе названную «Автопортрет "художника-вырожденца"» (1937, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург); в ряде произведений откликается на события гражданской войны в Испании. В 1938 году Кокошка эмигрировал в Лондон, где выступал со страстной критикой тоталитарных режимов и милитаризма.

После войны Кокошка вновь много путешествовал по Европе. В поздних пейзажах мастерски переданы меняющееся освещение, игра солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака («Пейзаж в Монтане», 1947, Кунстхаус, Цюрих; «Вид Зальцбурга», 1950, Новая пинакотека, Мюнхен). Продолжал писать психологические портреты (Т. Хейс, 1950, Музей Людвига, Кёльн). Два поздних монументальных триптиха Кокошки на античную тему отмечены декоративностью в духе австрийского барокко - «Сага о Прометее» (1950, Институт Курто, Лондон) и «Фермопилы» (1954, Гамбургский университет). В 1973 году Кокошка исполнил монументальную мозаику в соборе Святого Николая в Гамбурге.

Кокошка (Kokoschka) ОскарРаботал как сценограф - для театра М. Рейнхардта (1919), венского «Бургтеатер» (1960-62); оформлял оперные постановки (в том числе «Волшебную флейту» В. А. Моцарта, 1955, Зальцбургский фестиваль). Огромное графическое наследие Кокошки (свыше 5 тысяч работ) включает рисунки, акварели, литографии (серии «Король Лир», 1963; «Одиссея», 1963-65; «Троянцы», 1971-72, и др.), иллюстрации к своим произведениям (смотри иллюстрации к статье Иллюстрация). Преподавал в летней Академии Художеств в Зальцбурге (1953-63), где вёл по собственному методу «Школу видения». С 1953 жил в Вильнёве, на Женевском озере.

Драматургия Кокошки, одного из зачинателей экспрессионистского театра, сложилась под влиянием О. Вейнингера, А. Стриндберга, Ф. Ведекинда. Экстатическая и сновидческая стилистика драмы «Убийца - надежда женщин» («Мörder, Hoffnung der Frauen», 1909; положена на музыку П. Хиндемитом, 1921), предусмотренное автором сочетание вербального и визуального рядов, световых и звуковых эффектов создают особое пространство «синтетического театра», центральная тема которого - смертельная схватка Мужчины и Женщины, связанных отношениями любви-ненависти. Пьеса Кокошки «Сфинкс и соломенное чучело» («Sphinx und Strohmann», 1909; переработана в драму «Иов» - «Hiob», 1917) предвосхитила абсурда театр. Мистерия «Неопалимая купина» («Der brennende Dornbusch», 1911) и драма «Орфей и Эвридика» («Orpheus und Eurydike», 1919; положена на музыку Э. Кшенеком, 1926) обращены к библейским и мифологическим образам; антифашистская тема разработана в драме «Комениус» («Соmenius», 1929, опубликована в 1974). Автобиографическая проза [«Моя жизнь» («Mein Leben», 1971)] сочетает реалистическую манеру описания с визионерскими пассажами.

Соч.: Das schriftliche Werk. Hamb., 1973-1976. Bd 1-4; Briefe. Düsseldorf, 1984-1988. Bd 1-4; Letters 1905-1976. L., 1992.

Лит.: Hoffmann Е. Kokoschka: life and work. L., 1947; Goldschneider L. О. Kokoschka. Кöln, 1963; Hodin J. Р. О. Kokoschka: the artist and his time. N. Y.; L., 1966; Tomes J. Kokoschka: the artist in Prague. L., 1967; Wingler Н. М., Welz F. О. Kokoschka: Das drückgraphische Werk. Salzburg, 1975-1981. Bd 1-2; Schvey Н. I. О. Kokoschka: the painter as playwright. Detroit, 1982; Schweiger W. Der junge Kokoschka: Leben und Werk, 1904-1914. W., 1983; О. Kokoschka-Symposium. W.; Salzburg, 1986; Wliitford F. О. Kokoschka: а life. L., 1986; О. Kokoschka: Die Gemälde / Hrsg. J. Winkler, К. Erling. Salzburg, 1995; О. Kokoschka und der frühe Expressionismus / Hrsg. G. Frodl, G. Т. Natter. W., 1997; О. Kokoschka: Das Moderne Bildnis, 1909-1914 / Hrsg. G. Т. Natter. Кöln, 2002; О. Kokoschka: Kunst und Politik, 1937-1950 / Hrsg. G. Sultano, Р. Werkner. W., 2003; Горбатенко М. Б. О. Кокошка: театр художника // Модерн и европейская художественная интеграция. М., 2003.

В. А. Крючкова, А. В. Белобратов (литература).