Кокто Жан

КОКТО (Cocteau) Жан (Клеман Эжен Жан Морис) (5.7.1889, Мезон-Лаффит, департамент Сена и Уаза - 11.10.1963, Мийи-ла-Форе, там же), французский писатель, драматург, график, живописец, режиссёр, театральный деятель, член Французской академии (1955). Учился в лицее Кондорсе (Париж). Дебютировал поэтическими сборниками «Лампа Алладина» («Lampe d’Aladin», 1909), «Легкомысленный принц» («Prince frivole», 1910), «Танец Софокла» («Danse de Sophocle», 1912), принёсшими ему известность в кругах парижской богемы. Поэмы «Мыс Доброй Надежды» («Cap de Bonne Espérance», 1919), «Словарь» («Vocabulaire», 1922), поэтические сборники «Стихи» («Poésies», 1922), «Опера» («Opéra», 1927) и др., а также собрания афоризмов «Петух и арлекин» («Le coq et l’arlequin», 1918) и «Профессиональный секрет» («Secret professionnel», 1922) отмечены влиянием дадаизма и сюрреализма. В посвящённом И. Ф. Стравинскому фантастическом романе «Потомак» («Potomak», 1919), отразившем воздействие идей и образности Платона, Кокто представил жизнь медузы в аквариуме как символ бытия человека в мире. Темы хрупкости и уникальности человеческой личности доминируют в психологических романах «Самозванец Тома» («Thomas L’Imposteur», 1923) и «Трудные дети» («Enfants terribles», 1929), посвящённых проблеме отцов и детей, а также в повести «Опиум» («Opium», 1930). В лирике 1930-50-х годов [поэтические сборники «Аллегории» («Allégories», 1941), «Леона» («Léone», 1945), «Распятие» («Crucifixion», 1946) и др.] Кокто связал темы смерти и вдохновения, доминирующие также в одноактной трагедии «Орфей» («Orphéе», 1926). Находя в античности путь к иной реальности - универсальной и общечеловеческой, Кокто обращался к античным сюжетам и в других драматургических произведениях («Антигона», 1928; «Эдип-царь», 1928; «Адская машина», 1932, на сюжет «Эдипацаря», поставлена в 1934 Л. Жуве). Монопьеса «Человеческий голос» («Voix humaine», 1930; в том же году поставлена Кокто в театре «Комеди Франсез») положена в основу монооперы Ф. Пуленка (1959). Художественный метод Кокто-литератора отличает сочетание тонкого психологизма и символизма в изображении внутреннего и внешнего бытия героев. Автор дневников, литературоведческих, критических работ и др. На русский язык произведения Кокто переводятся с 1920-х годов.

Реклама

Кокто (Cocteau) Жан

Ж. Кокто. Фото И. Пенна. 1948.

Кокто - один из вдохновителей новой балетной эстетики. В 1909 познакомился с участниками Русских сезонов С. П. Дягилева; создавал афиши к представлениям Русских сезонов в Париже. Способствовал привлечению к работе в балетном театре французских композиторов - членов «Шестёрки». Автор либретто к балетам «Синий Бог» Р. Ана (1912, хореограф М. М. Фокин), «Парад» Э. Сати (1917, хореограф Л. Ф. Мясин, художник П. Пикассо), «Новобрачные на Эйфелевой башне» Ж. Тайфер, Ж. Орика, А. Онеггера, Д. Мийо, Ф. Пуленка (1921, хореограф Ж. Бёрлин), «Голубой экспресс» Мийо (1924, хореограф Б. Ф. Нижинская), пантомимы «Бык на крыше» Мийо, которую сам поставил в 1920 в театре «Комедия Елисейских Полей». Деятельность Кокто способствовала сближению балета с исканиями современного ему французского искусства. После 2-й мировой войны Кокто принимал участие в создании труппы «Балет Елисейских Полей». Сочинил сценарии балетов: «Юноша и смерть» на музыку  И. С. Баха (1946, хореограф Р. Пети), «Федра» Орика (1950, хореограф С. Лифарь), «Дама с единорогом» Ж. Шайе (1953, хореограф Х. Розен), также автор оформления двух последних. Отрицая балетный эстетизм, Кокто разрывал традиционную художественную структуру, прибегая к гротеску, бытовизмам и т.п. для создания иллюзии новой реальности.

Кокто (Cocteau) ЖанВ 1930 поставил свой первый (сюрреалистский) фильм «Кровь поэта», построенный как чередование алогичных поэтических образов. Сценарист фильмов «Комедия счастья» (1940), «Барон-призрак» (1942, сыграл одну из ролей), «Вечное возвращение» (1943), «Рюи Блаз» (1948, в отечественном прокате «Опасное сходство»). Поставил также фильмы «Красавица и чудовище» (1946), «Двуглавый орёл» (1947), «Трудные родители» (1948), «Орфей» (1949), «Завещание Орфея» (1960).

Не получив специального художественного образования, создал многочисленные графические (преимущественно контурные) портреты (П. Пикассо, А. Модильяни, Ф. Пикабиа, автопортреты и др.), карикатуры (на И. Ф. Стравинского и др.), иллюстрации к своим произведениям, книгам Ж. Жене, и др. Занимался также керамикой (с 1957) и монументальной живописью (фрески в капелле Сен-Блезаводе-Семпль в Мийи-ла-Форе, 1960; в театре «Дю Кап д’Ай» в Антибе, 1961, и др.).

Соч.: Œuvres poétiques complètes. Р., 1999; Петух и Арлекин. М., 2000; [Произведения] в трех томах с рисунками автора. М., 2002; Портреты-воспоминания: 1900-1914. СПб., 2002; Théâtre complet. Р., 2003; Œuvres romanesques complètes. Р., 2006.

Лит.: Jean Cocteau et les arts // Œuvres et critiques. XXII. 1. Тüb., 1997; Touzot J. J. Cocteau: le poète et ses doubles. Р., 2000; Arnaud С. J. Cocteau. Р., 2003; Маре Ж. Непостижимый Ж. Кокто. М., 2003; Cocteau, quarante ans après: 1963-2003. Р., 2005; Jemma-Jejcic М. J. Cocteau ou l’énigme du désir. Ce que le poète apprend au psychanalyste. Ramonville Saint-Agne, 2006; Le Corsu S. L’image surréaliste dans l’œuvre de J. Cocteau. Р., 2006; Williams J.S. J. Cocteau. Manchester; N. Y., 2006.

В. И. Максимов, С. В. Панов.