Колесо

КОЛЕСО, деталь машин и механизмов, имеющая форму диска или обода со спицами, вставленными в ступицу. Колесо  может свободно вращаться на оси, быть закреплённым на ней или изготовленным совместно с осью. Применяется для передачи или преобразования вращательного движения, а также служит в качестве движителя.

Появление колеса стало одним из важнейших в истории человечества технических открытий; способствовало развитию и совершенствованию ремёсел; было использовано в транспорте (смотри Колёсная повозка), механических устройствах (в гончарном круге, мельнице, токарном станке, часах и др.). Колесо стало выполнять функцию движителя с изобретением самодвижущихся повозок; широкое применение нашло при преобразовании работы двигателя или другого источника механической энергии в работу, обеспечивающую движение (катки, гребные колёса судов и др.). Для передачи энергии воды с древних времён в ирригационных сооружениях, позднее на мануфактурных фабриках, рудниках применялись водяные колёса, с 19 века стали использовать гидравлическую турбину (рабочее колесо). В большинстве рабочих технологических машин (металлорежущих станках, прокатных станах и др.) колесо применяется для преобразования скорости в узлах рабочих органов и в передающих механизмах. В транспортных машинах (автомобилях, тепловозах и др.) колесо входит в ходовую часть. К важным функциям колеса относятся изменение частоты вращения, перемена основного направления движения на обратное (реверсирование), передача движения с горизонтальной оси на вертикальную (или наоборот) - в ременных, зубчатых передачах, регулировочных устройствах и др.