Колхозы

КОЛХОЗЫ (коллективные хозяйства, сельскохозяйственные  артели), в СССР крупные полугосударственные сельскохозяйственные предприятия, в которых обобществлялись труд крестьян и все основные средства производства (инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый и рабочий скот и др.); земля, занимаемая колхозом, являлась государственной собственностью, закреплялась за колхозом в бессрочное (вечное) пользование. Созданы главным образом в 1929-37 годах в процессе коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств с целью установления государственного контроля за производством и распределением сельскохозяйственной  продукции, замены натурального и мелкотоварного укладов крупным обобществлённым товарным производством сельскохозяйственной  продукции. Наряду с совхозами оставались основной формой аграрного производства в социалистической экономике. В 1917-29 термин «колхоз» нередко употреблялся применительно к любым формам коллективного хозяйства - коммунам сельскохозяйственным, товариществам по совместной обработке земли, сельскохозяйственным, рыболовецким, охотничьим и другим артелям.

Реклама

Колхозы Основной формой колхозов постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (январь 1930) была признана сельскохозяйственная  артель с высокой степенью обобществления труда и средств производства, что фактически исключало возможность добровольного объединения товарных хозяйств (в отличие от кооперативов, основанных на добровольном объединении производства, сбыта или кредитных операций). С созданием колхозов в личной собственности крестьян оставались жилые и хозяйственные постройки на крестьянском дворе, мелкий инвентарь, скот в количестве, предусмотренном Примерным уставом сельскохозяйственной  артели (принят в марте 1930, в новой редакции - в феврале 1935), а в пользовании - небольшой приусадебный участок земли для ведения личного подсобного хозяйства. В колхозы принимались крестьяне с 16-летнего возраста, кроме тех, кто был причислен к кулакам, а также лиц, не имевших избирательных прав (исключение при определённых условиях могло быть сделано для их детей).

Обычный колхоз начала 1930-х годов представлял собой предприятие, организованное на базе инвентаря и тягловых лошадей крестьян, которое, как правило, охватывало одно село и имело среднюю пахотную площадь около 400 га. Основной формой организации труда в колхозе являлась постоянная производственная бригада - коллектив колхозников, за которым на длительный срок закреплялись земельный участок и необходимые средства производства. Механизированная обработка земли в колхозе осуществлялась с помощью государственных предприятий - машинно-тракторных станций (МТС; создавались с 1929). Формально высшим органом управления в колхозе было общее собрание колхозников, которое избирало председателя, правление и ревизионную комиссию. Фактически все важные решения принимались под жёстким административным давлением и контролем партийных и государственных органов. На должность председателя колхоза избирались люди по рекомендации или по прямому указанию райкомов партии, часто - городские жители, мало понимавшие в аграрном производстве. С введением паспортной системы в СССР (постановление ЦИК и СНК СССР от 27.12.1932) колхозники были исключены из числа лиц, получавших паспорта, что затрудняло их свободное перемещение и трудоустройство вне колхоза.

Колхозы Взаимоотношения колхозов с государством первоначально строились на основе контрактационных договоров. Размеры хлебосдачи определялись государственным планом, который составлялся летом в соответствии с видами на урожай и часто менялся в сторону увеличения. В январе 1933 были введены обязательные, имевшие силу налога, поставки колхозов государству (заготовки) зерновых, риса, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, шерсти, а также погектарное (с 1936 - подоходное) обложение. Учитывался не амбарный урожай, а биологический (был на 20-30% выше фактических обмолотов). Государственные заготовительные цены, как правило, не превышали затраты колхоза. Оставшуюся после обязательных поставок основную продукцию или некоторые второстепенные виды сельскохозяйственной  продукции (пух, перо, щетину и пр.) колхозы могли продать государству по твёрдым (более высоким, чем заготовительные) ценам. Продажа сельскохозяйственной  продукции именно государству поощрялась предоставлением колхозу и колхозникам права покупать дефицитные промышленные товары по ценам закупочного фонда. Ещё одним каналом перераспределения сельскохозяйственной  продукции в пользу государства являлась обязанность колхозов оплачивать работу МТС зерном, по мере роста численности МТС размеры оплаты росли (к 1937 - около 1/3 урожая).

Между членами колхоза продукция распределялась по трудодням на основе остаточного принципа: после расчёта с государством по заготовкам, возвращения семенных ссуд, оплаты МТС, обновления семенного и фуражного фондов и продажи части продукции государству или на колхозном рынке. По такому же принципу распределялся и денежный доход колхоза. Средняя оплата по колхозному трудодню составляла до середины 1950-х годов около 36% средней дневной оплаты промышленного рабочего, а годовой заработок был в 3 раза меньше, чем в совхозах, и в 4 раза меньше, чем в промышленности.

Большую часть потребляемых самими колхозниками продуктов питания, за исключением хлеба, давали личные приусадебные хозяйства (становились единственным источником поступления продуктов для крестьян в неурожайные годы, когда трудодни практически не оплачивались). Часть произведённой в них животноводческой продукции поступала в государственный фонд через натуральные сельскохозяйственные  налоги и сборы или реализовывалась крестьянами на рынке. Поэтому государство, с одной стороны, было заинтересовано в развитии приусадебных хозяйств, с другой стороны, опасалось этого развития, видя в приусадебных хозяйствах угрозу возрождения частной собственности и главную причину отвлечения крестьян от работы в колхозах. Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» (оба 1939) предписывалось отрезать от приусадебных участков «излишки» сверх установленных норм (в том же году было отрезано 2,5 миллиона га земли) и было активизировано изъятие у колхозников «лишнего» скота. Действенной формой ограничения размеров личных приусадебных хозяйств являлось налогообложение.

Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар по колхозам. Посевные площади в 1941-1945 годах уменьшились на 20%, а обеспеченность колхозов основными производственными фондами снизилась на четверть. Поголовье крупного рогатого скота составляло менее 80% от довоенного, свиней - около половины. Основной рабочей силой в колхозах стали женщины и подростки. В помощь колхозникам для сбора урожая стали посылать бригады, сформированные из городских жителей. Несмотря на уход большей части мужского населения колхозов на фронт, трудности военного времени, снижение валовых сборов хлеба и потерю хлебных районов, занятых германскими войсками, колхозы в 1941-44 заготовили около 70 миллионов тонн зерна (в 1-ю мировую войну было заготовлено и закуплено около 23 миллионов тонн).

Оставшаяся после войны в МТС техника была сильно изношена, новые машины в сельское хозяйство фактически не поступали. В результате резко упал уровень механизации труда в колхозах, а общая трудовая нагрузка на каждого занятого трудоспособного работника в 1946 году возросла почти вдвое по сравнению с предвоенным временем. Плановые задания по заготовкам не выполнялись, росла задолженность и снижалась доходность хозяйств. Выкачивание ресурсов из аграрной сферы диктовалось задачами первоочередного восстановления промышленности и модернизации обороны. Поэтому СССР экспортировал зерновые в значительном количестве (10% заготовленного) даже в голодном 1946. Чтобы преодолеть сельскохозяйственный кризис и стимулировать работу крестьян в колхозах, государство ужесточило политику в отношении личных приусадебных хозяйств. В соответствии с постановлением СМ СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» от 19.9.1946 у крестьян вновь экспроприировали излишки приусадебных земель. Были также приняты меры по охране колхозного имущества: его кража, присвоение и растрата карались по Указу 1947 «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 5 до 8 лет с конфискацией или без конфискации имущества. 2.6.1948 Президиум ВС СССР принял указ «О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни», на основании которого без суда и следствия сроком на 8 лет в 1948-53 годах выслано свыше 33,2 тысяч человек. СМ СССР и ЦК ВКП(б) 18.4.1949 приняли постановление «Трёхлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства (1949-1951 годы)», в котором ставилась задача в кратчайшие сроки добиться преобладания колхозного и совхозного животноводства над животноводством приусадебных хозяйств (по-прежнему производили животноводческую продукцию, сопоставимую по объёму с колхозной продукцией). Личное приусадебное хозяйство называлось в качестве одного из источников пополнения колхозного поголовья скота. Нищенское существование колхозников побуждало их к бегству в города (около 8 миллионов человек в 1946-53), для этого люди вербовались на стройки, шахты, заключали фиктивные браки, прибегали к другим способам ухода из деревни. Государство видело путь подъёма колхозах в снабжении деревни тракторами (в 1940 в МТС поставлено 557 тысяч тракторов в пересчёте на 15-сильные; в 1953 - 1007 тысяч), в укрупнении колхозов [в 1940-53 число колхозов (без рыболовецких) сократилось с 235 470 до 91 177] и поддержке передовых колхозов.

Колхозы В конце 1940-х - начале 1950-х годов благодаря начавшейся реализации масштабных государственных программ, направленных на укрепление материально-технической базы и совершенствование организации колхозного хозяйства, удалось восстановить сельскохозяйственное производство. В 1952 оно составило 101% к уровню 1940. Однако сельская экономика ещё далеко не оправилась от ущерба, нанесённого войной и мобилизационными мероприятиями государства в первые послевоенные годы. Неурожай 1953 года и угроза нового голода вынудили правительство для покрытия продовольственных нужд разбронировать значительную часть государственного резерва.

После смерти И. В. Сталина в 1953 и отмены репрессивных мер, направленных на принуждение крестьян к работе, новое советское руководство по инициативе председателя СМ СССР Г. М. Маленкова сделало попытку для преодоления кризиса сельскохозяйственного  производства повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда путём ослабления нажима на колхозы, усиления их экономической самостоятельности, поддержки приусадебных хозяйств. В сентябре 1953 пленум ЦК КПСС впервые поставил вопрос о необходимости повышения уровня жизни колхозников, призвал местные органы прекратить практику ущемления их интересов в отношении подсобного хозяйства. С хозяйств колхозников списывались все недоимки по обязательным поставкам животноводческой продукции государству. Были значительно снижены нормы государственных поставок сельскохозяйственных  продуктов, существенно повышены заготовительные и закупочные цены. Вместо подоходного налога с личных приусадебных хозяйств, в результате действия которого в убытке оказывались самые рачительные крестьяне, был введён налог с площади приусадебной земли по твёрдой ставке независимо от размера общей суммы доходов. Суммы налога были снижены в 1953 на 50% и в 1954 на 30% с хозяйств, не имевших коров. В то же время для семей колхозников, в которых отдельные члены не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней, налог увеличивался вполовину. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (9.3.1955) обязывало местные органы власти доводить до колхозов только общие показатели по объёму заготовок, колхозы получили право осуществлять конкретное планирование производства по своему усмотрению. Новый Устав сельхозартели 1956 предоставил колхозам право самим определять размеры приусадебных участков крестьян, количество скота, находившегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям. В колхозах вводилось ежемесячное авансирование труда и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам. Летом 1957 ЦК КПСС и СМ СССР приняли совместное постановление «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» (вступало в действие с 1 января 1958). Поставка сельскохозяйственной продукции стала осуществляться в форме государственных закупок на основе долгосрочных планов с распределением плановых заданий по годам. Устанавливалась выдача беспроцентных денежных авансов. Одновременно руководители государства и КПСС, главным образом Н. С. Хрущёв (продолжил реформирование сельского хозяйства после освобождения Маленкова с поста председателя СМ в январе 1955), сделали ставку на достижение резкого подъёма сельского хозяйства путём создания крупных хозяйств и расширения производства: зернового - за счёт целинных земель освоения (с 1954), животноводческого - за счёт повсеместного распространения посевов кормовой кукурузы (с 1955). Укрупнение колхозов и их преобразование в совхозы сопровождались централизацией руководства, агротехнической, инженерной служб, строительством центральных усадеб; сотни тысяч деревень объявлялись «неперспективными». Колхозам продавалась сельскохозяйственная  техника упраздняемых МТС (согласно закону «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31.3.1958). Эта оправданная, но поспешная и плохо подготовленная мера привела к непомерным финансовым издержкам, подрыву ремонтной базы колхозов, массовой «утечке» механизаторов из деревни.

Колхозы

«Полевые работы не ждут!». Плакат. Художник В. И. Говорков. 1954.

За 1953-58 годы валовая продукция сельского хозяйства возросла почти в 1,5 раза, животноводческая - вдвое, объём товарной сельхозпродукции увеличился в 1,8 раза (в 1953-1958 денежные и натуральные доходы колхозников возросли в 1,6 раза, выдача денег на трудодень увеличилась втрое), однако в 1959 началось падение сбора зерновых, в том числе и на целинных землях. Расход зерна впервые превысил государственные заготовки (в 1963 руководство вынуждено было закупить его за рубежом, такая практика приняла систематический характер). Чтобы выполнить завышенные планы по мясомолочной продукции (в 1957 поставлена задача догнать в ближайшие 3-4 года США по производству мяса, масла и молока на душу населения), колхозы стали прибегать к припискам, а также насильственному выкупу коров у крестьян, угрожая не выделять им корма и пастбища. В свою очередь, крестьяне начали резать скот. Кормовая проблема обострилась: «кукурузная кампания» провалилась (осуществлялась повсеместно, в том числе и в климатически непригодных зонах), а традиционные многолетние кормовые травы были перепаханы. В 1956-60 поголовье скота в личных приусадебных хозяйствах заметно сократилось (с 35,3% по отношению к общему поголовью продуктивного скота в стране до 23,3%), в колхозах - незначительно выросло (с 45,7% до 49,8%). Выкупая технику у МТС (часто принудительно), колхозы попадали в долги. Всё это привело к ухудшению продовольственного положения в стране. В 1961 в СССР возникла серьёзная нехватка мяса, молока, масла, хлеба. Пытаясь решить продовольственную проблему, правительство в 1962 увеличило закупочные цены на мясо и птицу в среднем на 35% и соответственно повысило розничные цены на мясомолочную продукцию на 25-30%, что привело к волнениям в ряде городов, в том числе Новочеркасске (смотри Новочеркасские события 1962).

Потребовались меры, направленные на интенсификацию сельскохозяйственного  производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной  продукции. Им было уделено серьёзное внимание на пленумах ЦК (в декабре 1963, феврале 1964, марте 1965). С середины 1960-х годов вновь предпринимались попытки повысить производительность колхозного производства путём усиления материальной заинтересованности колхозников и расширения хозяйственной самостоятельности колхозов. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышены в 1,5-2 раза. Предусматривались 50%-ные надбавки за сверхплановую продукцию, снижены цены на технику и запчасти. С колхозов списали все долги. Количество отчётных показателей, спускаемых сверху, было уменьшено. Колхозам предоставлялось право самостоятельного планирования в пределах государственных заданий. Это привело к увеличению производства сельскохозяйственных продуктов и положительно сказалось на торговле колхозных рынков. Увеличилось поступление мяса, молочных продуктов, овощей, фруктов, заметно снизились цены. В 1964 колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.5.1966 «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства» колхозы стали переходить на гарантированную ежемесячную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов (в 1969 перешло более 95% колхозов). Для обеспечения гарантии в оплате труда Госбанку было разрешено предоставлять кредиты (при недостатке собственных средств у колхозов) сроком на 5 лет с началом погашения их через 3 года. Новый Примерный устав (1969) предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников. Были оптимизированы сроки проведения сельскохозяйственных работ, резко увеличилась поставка минеральных удобрений. Однако в целом реформы 1960-х годов не привели к ожидаемому повышению эффективности колхозной системы, так как оплата труда колхозников не была связана с увеличением объёмов аграрной продукции и снижением её себестоимости.

Стремясь стимулировать производительность труда колхозников, государство в конце 1970-х годов стало поощрять коллективный подряд, создание коллективов интенсивных технологий, в которых оплата труда зависела от конечного результата. С 1976 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» (1974) колхозникам, как и всем советским гражданам, выдавались паспорта (с 1959 колхозникам, уезжавшим на работу в город, выдавались временные паспорта). Неуклонный рост государственных инвестиций в развитие колхозов и сельского хозяйства в целом (3,5 миллиарда рублей в середине 1960-х годов, 55 миллиардов рублей в середине 1980-х годов) сопровождался уменьшением отдачи от них. Денежные средства и поставляемая в село техника использовались в форме неделимых фондов, экономически не связанных с материальными интересами колхозников. А наращивание объёмов финансирования сопровождалось усилением централизации и, как следствие, бюрократизацией в сфере регулирования сельскохозяйственного  производства. Ежегодные темпы роста сельскохозяйственной продукции постепенно снижались: 4,3% в 1966-70, 2,9% в 1971-75, 1,8% в 1976-80, 1,1% в 1981-85. К 1980 уровень рентабельности в колхозах составил 0,4%, производство 7 из 13 главных видов сельскохозяйственной  продукции являлось убыточным. Ежегодное привлечение рабочей силы из городов на помощь колхозам помогало в уборке урожая, но не могло вывести колхозный строй из кризиса. Продовольственная программа 1982 предусматривала оздоровление аграрного сектора на основе индустриальной модернизации сельскохозяйственного производства, но не предполагала качественного преобразования колхозно-совхозной системы. Поэтому она имела лишь временный эффект благодаря крупным финансовым вливаниям в агропромышленный комплекс.

Во 2-й половине 1980-х годов был взят курс на масштабное и повсеместное внедрение коллективного, семейного и индивидуального арендного подряда, однако процесс «раскрестьянивания» деревни зашёл слишком далеко и эти меры не помогали. В ходе осуществления радикальных рыночных реформ 1990-х годов стоимость сельскохозяйственной  техники, горючего, электроэнергии постоянно росла, цена на готовую продукцию колхозов падала; в связи с курсом правительства на развитие фермерских хозяйств прекратилась государственная поддержка колхозов. В начале 1990-х годов многие колхозы и совхозы были реорганизованы в паевые товарищества (акционерные общества) с полной или ограниченной ответственностью, часть из них распалась, 2,9 тысяч (8,8% всех сельскохозяйственных  предприятий) преобразовались в сельскохозяйственные  кооперативы с сохранением названия «колхоз».

Источн.: Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 г. М., 1996; Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939: Документы и материалы. М., 1999-2006. Т. 1-5.

Лит.: Венжер В. Г. Колхозный строй на современном этапе. М., 1966; Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001; Рогалина Н. Л. Колхозы в системе государственного социализма в СССР (1930-е - 1970-е годы) // Экономическая история. Ежегодник. 2003. М., 2004.

Т. А. Луковцева.